Соната ре мажор
Тема главной партии, начинающая первую часть этой сонаты, — брызжущая весельем и жизнерадостностью пляска с по-мальчишески озорными октавными скачками, форшлагами, мордентами и повторами звуков. Такую музыку можно также представить себе звучащей в опере-буффа:
Веселые, суетливые пассажи шестнадцатых наполняют связующую партию. А тема побочной партии (в тональности ля мажор) — тоже танцевальная, только более сдержанная, изящная:
Н о вот в развитие темы побочной партии проникают озорные скачки из главной партии, а затем — суетливое пассажное Движение из связующей партии. Оно становится более напряженным, размашистым и вдруг быстро утихомиривается — словно по какому-то мгновенно принятому решению. После этого экспозицию завершает беспечно пританцовывающая заключительная партия.
В разработке опять много оживленной суеты. Здесь октавные скачки из темы главной партии, перемещаясь в левую руку, Делаются еще озорнее, а пассажное движение достигает ещё большей напряженности и широкого размаха, чем в развитии темы побочной партии в экспозиции. В репризе звучание побочной и заключительной партий в основной тональности (ре мажор) прочно закрепляет господство радостного настроения.
Самый сильный контраст вносит в сонату краткая вторая часть, медленная и сдержанная по характеру. Она написана в одноименной тональности ре минор. В музыке слышится тяжелая поступь сарабанды — старинного танца, нередко приобретавшего характер траурного шествия. А в выразительных мелодических возгласах с триолями и пунктирными ритмическими фигурами есть сходство с горестными напевами венгерских цыган:
Но в оптимистическом искусстве Гайдна мрачные образ» смерти всегда побеждаются светлыми образами жизни. И реминорная вторая часть этой сонаты, заканчиваясь не на тоническом, а на доминантовом аккорде, непосредственно переходит стремительный ре-мажорный финал25. Финал построен в форме рондо, где главная тема — рефрен (в основной тональности ре мажор) — повторяется трижды, а между ее повторами находятся изменяющиеся разделы — эпизоды: первый эпизод в ре миноре, а второй — в соль мажоре.
Здесь лишь в первом, ре-минорном эпизоде проскальзывают скорбные воспоминания — отзвук средней части. Второй же, соль-мажорный эпизод уже беспечно весел и приводит к шуточной «перекличке» правой и левой рук на одной ноте. А полетно-танцевальная главная тема финала (рефрен рондо) — одна из самых жизнерадостных у Гайдна:
- В.Н.Брянцева Введение Музыка от древних времен до и. С. Баха
- Какими путями дошли до нас сведения о музыке Древнего мира
- О музыке в Древней Греции
- Вопросы и задания
- Как была создана удобная нотация
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Как продолжала развиваться полифония
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Об инструментальной музыке XVII века, ее жанрах и формах
- Вопросы и задания
- И оганн Себастьян
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- Творчество
- Токката и фуга ре минор для органа13
- Клавирная музыка Инвенции
- «Французская сюита» до минор
- Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Инструментальная музыка
- Вопросы и задания
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- Симфоническое творчество
- Симфония ми-бемоль мажор
- Вопросы и задания
- Клавирное творчество
- Соната ре мажор
- С оната ми минор
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Жизненный путь
- Опера «Свадьба Фигаро»
- Вопросы и задания
- Соната ля мажор для клавира
- Вопросы и задания
- Симфония соль минор
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- «Патетическая соната»
- Вопросы и задания
- Пятая симфония
- Вопросы и задания
- Увертюра «Эгмонт»
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- О романтизме в музыке
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Фортепианные произведения
- Вопросы и задания
- Симфония си минор
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Жизненный путь
- Вопросы и задания
- Мазурки
- Полонез ля мажор
- Вальс до-диез минор
- Вопросы и задания
- Прелюдии
- Ноктюрн фа минор
- Вопросы и задания
- Основные произведения
- Заключение
- Вопросы и задания
- Содержание