logo
Зарубежная музлит (Брянцева) 2 год обуч

Ноктюрн фа минор

Слово «ноктюрн» в переводе с французского языка означает «ночной». В XVIII веке так называли многочастные произведе­ния, обычно для духовых и струнных инструментов, предназна­ченные, как и серенады, для исполнения на открытом воздухе в ночное время. В начале XIX века ирландский композитор и пиа­нист Джон Филд стал называть ноктюрнами одночастные певу­чие лирические фортепианные >пьесы мечтательного характера. Этот жанр расцвел в творчестве Шопена, замечательно обога­тившего его образное содержание. Шопеновские ноктюрны (всего 21 пьеса) — чудесные образцы романтической лирики. Это поэтичные инструментальные «ночные песни», нежные и задумчивые, иногда скорбно-сосредоточенные.

В первой части трехчастного Ноктюрна фа минор напевную мелодию сопровождает мерное, словно скрытое маршеобразное движение аккомпанемента. Это как бы звучащие в ночной ти­шине шаги человека, погруженного в тихое раздумье:

В контрастной середине пьесы появляется тревожное три-ольное движение:

Представляется, будто налетел резкий порыв ветра. Он по­родил в душе взволнованное устремление куда-то ввысь, но оно грустно сникает. Начинается реприза. Она значительно сокра­щена и видоизменена, и к ней присоединена кода. Основная тема, едва зазвучав, растворяется в призрачно мерцающих фигурациях. Они «соскальзывают» по ступеням хроматической гаммы на протяжении двух октав. А в фа-мажорной коде фигурации просветляются, становятся мягкими и волнообразными. Душев­ное волнение успокаивается, умиротворяется.

Этюды

Слово «этюд» в переводе с французского языка означает «учение», «изучение». В музыке с наступлением XIX века этим словом стали называть пьесы, предназначенные для развития техники игры на каком-либо инструменте. В связи с такой це­лью они обычно основаны на применении определенного техни­ческого приема. При обучении игре на фортепиано на первых этапах осббенно часто используются этюды Черни, Крамера, Клементи, Мошковского.

В годы юности Шопена уже существовало и много концертных фортепианных этюдов. Но они «щеголяли» только внешней виртуозностью. В своих этюдах Шопен разработал многие новые приемы фортепианной техники — как «круп­ной» (например, октавной, аккордовой), так и «мелкой» — «бисерной», а также развивающей мягкую певучую манеру иг­ры. Однако одновременно Шопен сделал этюды такими же высокохудожественными произведениями, как и все остальные свои творения. Его сочинения в этом жанре наряду с сочине­ниями Ференца Листа открыли новую, романтическую эру в истории фортепианного этюда и фортепианной виртуозности вообще.

Всего в наследии Шопена — 27 этюдов, две тетради по 12 номеров в каждой (ор. 10 и ор. 25), и еще три отдельные пьесы.

Этюд до минор (ор. 10, № 12), заканчивающий первую тет­радь, получил твердо закрепившееся за ним название «Револю­ционный». С огромной художественной силой отразились здесь гневный протест и острая душевная боль, охватившие музыкан­та, когда он узнал о подавлении восстания, вспыхнувшего на его родине. На фоне грозных волнообразных — «вихревых» — пас­сажей слышатся страстные возгласы — словно гордые призывы умереть, но не сдаваться в смертельном бою:

Когда они стихают, краткая до-мажорная кода звучит как трагически возвышенное оплакивание гибели героев:

В последний же момент по всей клавиатуре вновь проносит­ся пассажный «шквал» — как порыв непримиримых мятежных чувств. По своему страстному эмоциональному накалу «Рево­люционный этюд» родствен героике Бетховена, в особенности финалу его фортепианной сонаты «Аппассионата».

Этюд ми мажор (ор. 10, № 3) не случайно исполняют также в переложениях для скрипки, для виолончели и для певческого голоса в сопровождении фортепиано. Мелодию, звучащую в крайних разделах трехчастной формы этого произведения, сам Шопен считал лучшей изо всех, им созданных. Изумительно нежная и певучая, она исполнена сердечного тепла — словно ласковая материнская колыбельная песня с тихими, «баюкаю­щими» покачиваниями в аккомпанементе.

А контрастная аккордово-пассажная середина этой пьесы — будто разыгравшаяся грозная буря или охвативший человека страшный сон. Но всё рассеивает возобновляющееся успокаи­вающее звучание задушевной песни. Слушая однажды, как Этюд ми мажор играл один из его учеников, Шопен воскликнул: «О, моя Родина!»