logo
Зарубежная музлит (Брянцева) 2 год обуч

Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»

Прелюдия и фуга до мажор, Прелюдия и фуга до минор, Прелюдия и фуга до-диез мажор, Прелюдия и фуга до-диез ми­нор — и так далее по всем двенадцати полутонам, входящим в октаву. В результате — всего 24 двухчастных цикла «прелюдия и фуга» во всех мажорных и минорных тональностях. Так построе­ны оба тома (в общей сумме — 48 прелюдий и фуг) «Хорошо темперированного клавира» Баха. Это грандиозное произведение признано одним из величайших в мировом музыкальном искус­стве. Прелюдии и фуги из этих двух томов входят и в учебный, и в концертный репертуар всех профессиональных пианистов.

Во времена Баха в настройке клавишных инструментов по­степенно окончательно установилась равномерная темперация — деление октавы на двенадцать равных полутонов. Ранее система настройки была более сложной. При ней в тональностях с коли­чеством знаков свыше трех-четырех некоторые интервалы и ак­корды звучали фальшиво. Поэтому композиторы такие тональ­ности избегали употреблять. Бах первым блестяще доказал в «Хорошо темперированном клавире», что при равномерной тем­перации можно с равным успехом использовать все 24 то­нальности. Это открывало новые горизонты перед композитора­ми, увеличивало, например, возможности делать модуляции (переходы) из одной тональности в другую.

В «Хорошо темперированном клавире» Бах установил тип двухчастного цикла «прелюдия и фуга». Прелюдия строится свободно. В ней немалая роль может принадлежать гомофонно-гармоническому складу и импровизационности. Это создает кон­траст к фуге как строго полифоническому произведению. Вместе с тем части цикла «прелюдия и фуга» объединены не только об­шей тональностью. Между ними в каждом случае по-своему проявляются тонкие внутренние связи.

Эти общие типические черты можно проследить в Прелюдии и фуге до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Прелюдия складывается из двух основных разделов. Более пространный первый сплошь заполнен быстрым равно­мерным движением шестнадцатых в обеих руках. Оно изнутри насыщено выразительными мелодическими и гармоническими элементами. Представляется, будто, стесненный берегами, бур­лит неугомонный поток:

Накопив мощную энергию, этот поток в конце первого раз­дела как бы перехлестывает через край и в начале следующего раздела становится еще более стремительным, грозя все смести на своем пути. Этот кульминационный момент прелюдии отме­чен сменой темпа на самый быстрый (Ргеstо) и использованием полифонического приема — двухголосного канона. Но разбуше­вавшуюся стихию внезапно останавливают повелительные удары аккордов и многозначительные фразы речитатива. Тут происхо­дит вторая смена темпа — на самый медленный (Аdagio). А по­сле третьей смены темпа на умеренно быстрое А11еgго в заключи­тельных тактах прелюдии тонический органный пункт в басу постепенно тормозит движение шестнадцатых в правой руке. Оно становится мягко-раскидистым и замирает на до-мажорном аккорде. Наступает успокоение, умиротворение.

После такого свободного, импровизационного завершения прелюдии внимание переключается в иной, контрастный план. Начинается трехголосная фуга.

Это слово на латинском и итальянском языках означает «бег», «бегство», «быстрое течение». В музыке фуга — сложное полифоническое произведение, где голоса как бы перекликаются, догоняя друг друга. Большинство фуг основываются на одной теме. Реже встречаются фуги с двумя, еще реже с тремя и че­тырьмя темами. А по числу голосов фуги бывают двух-, трех-, четырех- и пятиголосными.

Однотемные фуги начинаются с изложения темы в главной тональности каким-либо одним голосом. Затем тема имитирует­ся поочередно другими голосами. Так образуется первый раздел фуги — экспозиция. Во втором разделе — разработке — тема появляется только в других тональностях. А в третьем, послед­нем разделе — репризе9 — она вновь проводится в главной то­нальности, но излагается уже не одноголосно. Экспозиция здесь точно не повторяется. В фугах широко используются удержан­ные противосложения и интермедии.

До-минорную фугу Баха, о которой идет речь, начинает, по­являясь в среднем голосе, четкая, рельефная, хорошо запоми­нающаяся тема с упругим танцевальным ритмом:

11 Moderato

Энергичная настойчивость сочетается в теме с грациозно­стью, сквозь волевую собранность проглядывает лукавое озорст­во. В этом заложены возможности дальнейшего разнообразного и динамичного развития.

В начале разработки тема звучит светло — единственный раз она проводится в мажорной тональности (ми-бемоль мажор). В репризе же из трех главных проведений темы в основной то­нальности (до минор) второе, в басу, приобретает такой мощный размах, что заставляет вспомнить бушевание природных сил в прелюдии. И еще одно, заключительное проведение темы фуги завершается просветленным до-мажорным аккордом. В таком сходстве между концовками прелюдии и фуги обнаруживается внутреннее эмоциональное родство контрастных частей цикла.

Ф уга — высшая форма полифонической музыки — достигла в творчестве Баха полной зрелости и ярчайшего расцвета. Зна­менитый русский композитор и пианист XIX века Антон Гри­горьевич Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представите­ли» написал, восхищаясь «Хорошо темперированным клавиром», что там можно найти «фуги религиозного, героического, меланхолического, величественного, жалобного, юмористического, па­сторального, драматического характера; в одном только они все схожи — в красоте...»

Ровесником Иоганна Себастьяна Баха был великий немецкий композитор Георг Фридрих Гендель (1685—1759) — замечательный мастер полифонии, органист-виртуоз. Судьба у него сложилась по-иному. Большую часть жизни он провел вне Германии, переезжая из одной страны в другую (несколько десяти­летий прожил в Англии). Гендель — автор многих опер, ораторий, разнообраз­ных инструментальных произведений.