logo
Зарубежная музлит (Брянцева) 2 год обуч

Опера «Свадьба Фигаро»

Премьера оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» состоялась в Вене в 1786 году. Первыми двумя исполнениями дирижировал за клавесином сам композитор. Успех был огромным, многие но­мера повторялись на бис.

Либретто (словесный текст) этой оперы в четырех актах на­писал на итальянском языке Лоренцо да Понте по комедии французского писателя Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». В 1875 году П. И. Чайковский перевел это либретто на русский язык, и в его переводе опера исполняется в нашей стране.

Моцарт назвал «Свадьбу Фигаро» оперой-буффа. Но она представляет собой не просто развлекательную комедию с забав­ными ситуациями. Главные действующие лица обрисованы му­зыкой как разнообразные живые человеческие характеры. А главная идея пьесы Бомарше была близка Моцарту. Ибо она состоит в том, что слуга графа Альмавивы Фигаро и его невеста, служанка Сюзанна, оказываются умнее и порядочнее своего ти­тулованного господина, козни которого они ловко раскрывают. Графу самому приглянулась Сюзанна, и он старается отсрочить ее свадьбу. Но Фигаро и Сюзанна находчиво преодолевают все возникающие препятствия, привлекая на свою сторону жену графа и юного пажа Керубино33. В конце концов они устраивают дело так, что вечером в саду граф принимает за Сюзанну пере­одетую в ее платье графиню. Пристыженный женой, Альмавива вынужден более не препятствовать Фигаро и Сюзанне справить свадьбу, которой весело и счастливо заканчивается «безумный день», полный всяческих неожиданных событий.

Опера начинается увертюрой, которая приобрела большую популярность и часто исполняется в симфонических концертах34. В отличие от многих других увертюр в этой увертюре не исполь­зуются темы, звучащие в самой опере. Здесь ярко передается общее настроение последующего действия, его увлекательная стремительность и кипучая жизнерадостность.

Увертюра написана в сонатной форме, но без разработки, место которой занимает краткая связка между экспозицией и репризой. При этом отчетливо выделяются, быстро сменяя друг друга, пять тем. Первая и вторая из них составляют главную пар­тию, третья и четвертая — побочную партию, пятая — заключи­тельную партию. Все они энергичны, но одновременно у каж­дой — свой особый характер. Первая тема главной партии, ис­полняемая струнными инструментами и фаготами в унисон, движется стремительно, с озорным проворством:

Вторая, фанфарная тема главной партии отличается смелой размашистостью:

После связующей партии, наполненной преимущественно, гаммообразными пассажами, появляется первая тема побочной партии, мелодию которой исполняют скрипки. Тема имеет ритмически прихотливый, немного капризный, но настойчивый характер:

Вторая тема побочной партии напоминает решительные возгласы:

А тема заключительной партии – самая уравновешенная, как бы всё улаживающая:

В репризе побочная и заключительная партии повторяются уже в основной тональности ре мажор. К ним присоединяется кода, еще более подчеркивающая веселый и оживленный харак­тер увертюры.

В этой опере Моцарта большое место занимают вокальные ансамбли, главным образом дуэты (для двух персонажей) и терцеты (для трех персонажей). Они разделяются речитативами, идущими в сопровождении клавесина. А второй, третий и по­следний, четвертый, акты заканчиваются финалами — большими ансамблями с участием от шести до одиннадцати персонажей.

По-разному включаются в динамичное развитие действия сольные вокальные номера. Так, первый сольный номер в пар­тии Фигаро (она поручена баритону) — небольшая ария (каватина) — звучит сразу после того, как Сюзанна сообщила своему жениху, что граф стал преследовать ее ухаживаниями. В связи с этим Фигаро насмешливо напевает мелодию в движении менуэта — галантного великосветского танца (крайние разделы трехчастной репризной формы каватины):

А в среднем разделе каватины сдержанное движение сменяется стремительным, изящная трехдольная мелодия — напори­стой двухдольной. Здесь Фигаро уже решительно высказывает намерение во что бы то ни стало воспрепятствовать коварны» замыслам своего господина:

Самый известный номер в партии Фигаро — его ария «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный». Она обращена к юно­му пажу Керубино. Тот случайно услышал, как граф пытался объясниться в любви Сюзанне, и такому нежелательному свиде­телю велено отправиться на военную службу. В своей арии Фигаро весело и остроумно насмехается над создавшейся си­туацией, рисуя юноше, изнеженному придворной жизнью, кар­тины сурового военного быта. В музыке это отражается искус­ным сочетанием задорной танцевальности с «воинственными» фанфарными ходами. Таков трижды звучащий рефрен в форме рондо:

Что же касается самого Керубино (его партию исполняет низкий женский голос — меццо-сопрано), то он обрисован в двух ариях как пылкий юноша, еще неспособный разобраться в собственных чувствах, готовый влюбляться на каждом шагу. Од­на из них — и радостная, и трепетная ария «Рассказать, объяс­нить не могу я». Напевность соединяется в ней с ритмикой, словно прерывисто пульсирующей от волнения:

Другая — небольшая ария песенного характера «Сердце вол­нует жаркая кровь». Это более сдержанное признание в нежных чувствах, робко адресованное самой графине:

Сюзанна (сопрано) охарактеризована во многих ансамблях как энергичная, ловкая и находчивая, не уступающая в этом Фигаро. Вместе с тем ее образ тонко опоэтизирован в светлой мечтательной арии из четвертого действия. В ней Сюзанна мыс­ленно обращается с нежным призывом к Фигаро: