logo
Зарубежная музлит (Брянцева) 2 год обуч

Токката и фуга ре минор для органа13

Это произведение, пользующееся большой популярностью, начинается тревожным, но мужественным волевым кличем. Он раздается трижды, опускаясь из одной октавы в другую, и при­водит к громовому аккордовому раскату в нижнем регистре. Так в начале токкаты очерчивается сумрачно затененное, грандиоз­ное звуковое пространство.

1 Adagio

Далее слышатся мощные «завихряющиеся» виртуозные пас­сажи и широкие аккордовые взмахи-«всплески». Их несколько раз разделяют паузы и остановки на протянутых аккордах. Такое противопоставление стремительного и медленного движения напоминает настороженные передышки между схватками с буй­ной стихией. А вслед за свободно, импровизационно построен­ной токкатой звучит фуга. Она сосредоточена на имитационном развитии одной темы, в которой волевое начало как бы обузды­вает стихийные силы:

2 Allegro moderato

Широко развернувшись, фуга перерастает в коду — завер­шающий, итоговый раздел. Здесь вновь разражается импровиза­ционная стихия токкаты. Но она окончательно усмиряется на­пряженными повелительными репликами. И последние такты всего произведения воспринимаются как суровая и величавая победа непреклонной человеческой воли.

Особую группу органных сочинений Баха составляют хо­ральные прелюдии. Среди них глубокой выразительностью отли­чается ряд сравнительно небольших пьес лирического характера. В них звучание мелодии хорала обогащается свободно развитыми сопровождающими голосами. Так изложен, например, один из шедевров Баха — хоральная прелюдия фа минор.