logo
Зарубежная музлит (Брянцева) 2 год обуч

Жизненный путь

Семья. Раннее детство. Родина Вольфганга Амадея Моцарта, появившегося на свет в январе 1756 года, — австрийский город Зальцбург. Он живописно раскинулся на холмистых берегах быстрой речки Зальцах, проложившей свое русло в восточных предгорьях Альп. Зальцбург являлся столицей маленького княжества, властитель которого имел духовный сан архиепископа. В его капелле состоял на службе отец Вольфганга Амадея — Леопольд Моцарт. Он был серьезным и высокообразованным музыкантом — плодовитым композитором, скрипачом, органистом педагогом. Изданная им «Школа скрипичной игры» получила распространение в нескольких странах, включая Россию.

Из семерых детей Леопольда и его жены Анны Марии в живых остались только двое — самый младший сын Вольфганг Амадей и дочь Мария Анна (Наннерль), которая была старше! брата на четыре с половиной года. Когда отец начал обучать игре на клавесине Наннерль, имевшую отличные способности, он вскоре стал заниматься и с трехлетним Вольфгангом, заметив него тончайший слух и поразительную музыкальную память, четыре года мальчик уже пытался сочинять музыку, а его первые сохранившиеся клавесинные пьесы записаны отцом, когда автору было всего пять лет.

Известен рассказ о том, как четырехлетний Вольфганг пробовал сочинять клавирный концерт. Вместе с пером он макал чернильницу свои пальцы и ставил кляксы на нотной бумаге. Не когда отец всмотрелся в эту ребяческую запись, то сквозь кляксы обнаружил в ней несомненную музыкальную осмысленность.

Первые концертные поездки. Леопольд Моцарт решил начать совершать со своими одаренными детьми концертные поездки в крупные музыкальные центры. Первая поездка — в немецкий город • Мюнхен — состоялась в начале 1762 года, когда Вольф­гангу едва исполнилось шесть лет. Через полгода семья Моцар­тов отправилась в Вену. Там Вольфганг и Наннерль выступали при императорском дворе, имели шумный успех, были осыпаны подарками. Летом 1763 года Моцарты предприняли большое путешествие в Париж и Лондон. Но сначала они побывали в ряде немецких городов, а на обратном пути — опять в Париже, а также в Амстердаме, Гааге, Женеве и нескольких других городах.

Выступления маленьких Моцартов, в особенности Вольф­ганга, вызывали удивление и восхищение повсюду, даже при самых пышных королевских дворах. По обычаю тех времен Вольфганг представал перед знатной публикой в расшитом зблотом костюме и напудренном парике, но вел себя при этом с чисто детской непосредственностью, мог, например, вспрыгнуть на колени к императрице. Концерты, длившиеся по 4—5 часов подряд, были очень утомительными для маленьких музыкантов, а для публики превращались в своего рода развлечение. Вот что говорилось в одном из объявлений: «...Девочка по двенадцатому году и мальчик по седьмому году сыграют концерт на клавеси­не... Кроме того, мальчик исполнит концерт на скрипке... сыгра­ет на закрытой платком клавиатуре так же хорошо, как если бы она была у него перед глазами, потом из отдаления назовет все звуки, которые поодиночке или в аккордах будут взяты на кла­вире или же любом другом инструменте или изданы предмета­ми — колокольчиком, стаканом, часами. Под конец он будет импровизировать не только на клавесине, но и на органе так долго, как этого захотят слушатели, и в любых, даже самых трудных тональностях, которые ему назовут...»

Концертное турне продолжилось более трех лет и принесло Вольфгангу множество разнообразных впечатлений. Он услышал большое количество инструментальных и вокальных произ­ведений, познакомился с некоторыми выдающимися музыканта­ми (в Лондоне — с младшим сыном Иоганна Себастьяна Баха, Иоганном Кристианом). В перерывах между выступлениями Вольфганг увлеченно занимался композицией. В Париже вышли из печати четыре его сонаты для скрипки и клавесина с указани­ем, что это сочинения семилетнего мальчика. В Лондоне он на­писал свои первые симфонии.

Возвращение в Зальцбург и пребывание в Вене. Первая опера. В конце 1766 года все семейство возвратилось в Зальцбург. Вольфганг стал систематически заниматься под руководством отца композиторской техникой. Весь 1768 год Моцарты провели в Вене. По контракту с театром двенадцатилетний Вольфганг за три месяца написал, следуя итальянским образцам, оперу-буффа «Мнимая простушка». Начались репетиции, но исполнение ста­ли откладывать и потом совсем отменили (вероятно, из-за ин­триг завистников). Оно состоялось лишь в следующем году в Зальцбурге. В Вене Вольфганг сочинил и много другой музыки, в том числе пять симфоний, с успехом продирижировал своей торжественной мессой при освящении новой церкви.

Поездки в Италию. С конца 1769 по начало 1773 года Вольфганг Амадей совершил вместе с отцом три длительные поездки по Италии. В этой «стране музыки» юный Моцарт с огромным успехом выступил в более чем десятке городов, вклю­чая Рим, Неаполь, Милан, Флоренцию. Он дирижировал своими симфониями, играл на клавесине, скрипке и органе, импровизи­ровал сонаты и фуги на заданные темы, арии на заданные тек­сты, превосходно играл трудные произведения с листа и повто­рял их в других тональностях.

Дважды он побывал в Болонье, где некоторое время брал Уроки у знаменитого педагога — теоретика и композитора падре Мартини. Блистательно выдержав трудное испытание (написав многоголосное сочинение с применением сложных полифониче­ских приемов), четырнадцатилетний Моцарт был в виде особого Исключения избран членом Болонской филармонической акаде­мии. А в нее по уставу допускались лишь музыканты, достигшие двадцати лет и со стажем предварительного пребывания в этом авторитетном учреждении.

В Риме, посетив Сикстинскую капеллу в Ватикане (папской резиденции)29, Моцарт один раз услышал большое многоголосное духовное сочинение для двух хоров итальянского композитора XVII века Грегорио Аллегри. Это произведение считалось собст­венностью папы римского, и его не разрешалось переписывать и распространять. Но Моцарт записал всю сложную хоровую пар­титуру по памяти, и папский хорист подтвердил точность записи.

Италия — великая страна не только музыки, но и изобрази­тельного искусства и архитектуры — дала Моцарту обилие худо­жественных впечатлений. Особенно же его увлекало посещение оперных театров. Юноша настолько овладел итальянским оперным стилем, что за короткие сроки написал три оперы, которые тогда же были с большим успехом поставлены в Милане. Это две оперы-сериа — «Митридат, царь Понтийский» и «Луций Сулла» — и пасторальная опера на мифологический сюжет «Асканио в Альбе»30.

Поездки в Вену, Мюнхен, Мангейм, Париж. Несмотря на блестящие творческие и концертные успехи, Вольфгангу Амадею не удалось получить службу при дворе какого-либо из властите­лей итальянских государств. Пришлось возвратиться в Зальцбург. Здесь вместо умершего архиепископа воцарился новый, более деспотичный и грубый правитель. Состоявшим у него на службе отцу и сыну Моцартам стало труднее получать отпуск для новых поездок. А оперного театра, сочинять для которого стремился Моцарт, в Зальцбурге не имелось, и другие возможности музы­кальной деятельности были ограниченными. Поездка в Вену двух музыкантов смогла состояться лишь благодаря тому, что столицу Австрии пожелал посетить сам зальцбургский архиепи­скоп. Неохотно дал он и разрешение Моцартам на поездку в; Мюнхен, где состоялась постановка новой оперы-буффа молодого композитора. А для следующей поездки удалось с большим трудом получить разрешение только Вольфгангу Амадею. Отец же его был вынужден остаться в Зальцбурге, и сопровождать, сына отправилась мать.

Первая длительная остановка произошла в немецком городе Мангейме. Здесь Вольфганга Амадея и Анну Марию радушно принял у себя в доме один из руководителей знаменитого в ту пору симфонического оркестра, представитель предклассической мангеймской композиторской школы. В Мангейме Моцарт со­чинил целый ряд произведений, больше всего инструменталь­ных, отмеченных уже наступившей зрелостью музыкального сти­ля. Но постоянной служебной вакансии для Вольфганга Амадея не нашлось и здесь.

Весной 1778 года Моцарт с матерью приехали в Париж. Од­нако надежды получить там настоящее признание и занять вид­ное положению не сбылись. В столице Франции о чудо-ребенке, этой словно бы живой игрушке, уже забыли, а распознать рас­цветшее дарование молодого музыканта не сумели. Моцарту не повезло ни с устройством концертов, ни с получением заказа на оперу. Он жил на жалкие заработки от уроков, для театра смог написать только музыку к маленькому балету «Безделушки». Из-под его пера выходили новые замечательные произведения, но серьезного внимания к себе они тогда не привлекли. А летом Вольфганга Амадея постигло тяжелое горе: заболела и умерла его мать.

В начале следующего года Моцарт вернулся в Зальцбург.

Опера «Идоменей». Разрыв с архиепископом и переезд в Вену. Самыми важными событиями ближайших лет явились для Мо­царта создание и постановка в Мюнхене оперы «Идоменей, царь Критский», ее большой успех. Здесь лучшие качества итальян­ских опер-сериа объединились с принципами оперной реформы Глюка. Это подготавливало возникновение ярко оригинальных оперных шедевров Моцарта.

...Шел 1781 год. Моцарту исполнилось 25 лет. Он автор уже трех с половиной сотен произведений, полон новых творческих замыслов. А для зальцбургского архиепископа он лишь музы­кальный слуга, которого высокомерный и деспотичный хозяин все больше притесняет и унижает, заставляет сидеть за столом в людской «выше поваров, но ниже лакеев», не позволяет без раз­решения ни отлучаться куда-либо, ни выступать где-либо. Все это становилось для Моцарта невыносимым, и он подал проше­ние об отставке. Архиепископ дважды отказывал ему с ругатель­ствами и оскорблениями, а его приближенный грубо, пинком вытолкнул музыканта за дверь. Но тот, пережив душевное потря­сение, остался твердым в своем решении. Моцарт стал первым великим композитором, гордо порвавшим с материально обеспе­ченным, но зависимым положением придворного музыканта.

Вена: последнее десятилетие. Моцарт поселился в Вене. Лишь иногда он ненадолго покидал австрийскую столицу, например, в связи с первой постановкой своей оперы «Дон-Жуан» в Праге или во время двух концертных поездок по Германии. В 1782 году он женился на Констанце Вебер, отличавшейся весе­лым нравом и музыкальностью. Один за другим рождались дети (но из шестерых четверо умерли младенцами). Заработки Мо­царта от концертных выступлений в качестве исполнителя своей клавирной музыки, от издания сочинений и постановок опер были нерегулярными. К тому же Моцарт, будучи добрым, довер­чивым и непрактичным человеком, не умел расчетливо вести денежные дела. Не спасло от часто испытываемой нужды в деньгах и назначение в конце 1787 года на скудно оплачивав­шуюся должность придворного камерного музыканта, которому поручали сочинять только танцевальную музыку.

При всем том за десять венских лет Моцарт создал более двух с половиной сотен новых произведений. Среди них забли­стали его самые яркие художественные достижения во многих жанрах. В год женитьбы Моцарта в Вене с большим успехом был поставлен его зингшпиль «Похищение из сераля», искрящийся; юмором31. А опера-буффа «Свадьба Фигаро», оригинальная по; жанру «веселая драма» «Дон-Жуан» и опера-сказка «Волшебная флейта», возникшие в последние венские годы, относятся к высочайшим вершинам, достигнутым музыкальным театром за всю! его историю. Три свои лучшие симфонии, оказавшиеся последними, в их числе соль-минорную (№ 40), Моцарт написал летом 1788 года. В то же десятилетие появились и многие другие инструментальные сочинения композитора — четырехчастная оркестровая «Маленькая ночная серенада», ряд фортепианных концертов, сонат, разнообразных камерных ансамблей. Шесть своих струнных квартетов Моцарт посвятил Гайдну, с которым у него завязались теплые дружеские отношения. С большим интересом Моцарт изучал в эти годы сочинения Баха и Генделя.

Самое последнее сочинение Моцарта — Реквием, заупокойная месса для хора, солистов и оркестра32. В июле 1791 года его заказал композитору человек, не пожелавший назвать своего имени. Это показалось таинственным, могло породить мрачные предчувствия. Только через несколько лет выяснилось, что заказ исходил от одного венского графа, желавшего купить чужое сочинение и выдать его за свое. Тяжело заболев, Моцарт не смог полностью завершить Реквием. Его закончил по черновикам один из учеников композитора. Существует рассказ, будто накануне смерти великого музыканта, последовавшей в ночь на 5 декабря 1791 года, друзья пропели вместе с ним части еще незаконченного произведения. В соответствии со скорбным замыслом в Реквиеме вдохновенная лирическая и драматическая выразительность моцартовской музыки приобрела особую возвышен­ность и серьезность.

Из-за отсутствия средств Моцарта похоронили в общей мо­гиле для бедных, и точное место его погребения осталось неиз­вестным.

Вопросы и задания

  1. Что роднит музыку Моцарта с музыкой Гайдна? А в чем состоит разни­ца между художественными интересами этих двух венских классиков?

  2. Расскажите о семье и раннем детстве Вольфганга Амадея Моцарта.

  3. В каких странах и городах выступал маленьким мальчиком Моцарт? Как проходили эти выступления?

  4. В каком возрасте Моцарт написал свою первую оперу-буффа? Как она называлась и где она была поставлена?

  5. Расскажите о поездках юного Моцарта в Италию.

  6. В каких городах побывал Моцарт в дальнейшем? Удачна ли была его поездка в Париж?

  7. Расскажите о разрыве Моцарта с зальцбургским архиепископом.

  8. Охарактеризуйте последнее десятилетие жизни и творчества Моцарта. Назовите основные произведения, созданные им в этот период.