logo search
Зарубежная музлит (Брянцева) 2 год обуч

Жизненный путь

Детство и годы учения. Франц Петер Шуберт родился в на­чале 1797 года в Лихтентале — одном из предместий Вены. Там его отец, сын крестьянина, был школьным учителем. Обладая некоторыми музыкальными познаниями и навыками, он старал­ся передать их своим детям. С семилетним Францем он стал заниматься игрой на скрипке. Игре на фортепиано мальчика начал обучать один из братьев, старший на двенадцать лет, а пению — регент (руководитель) местного хора. Франц усваивал все с поразительной легкостью и быстротой. Так, после всего лишь нескольких месяцев занятий брат признал, что ученик уже далеко превзошел учителя. В одиннадцать лет Франц был скри­пачом-солистом в оркестре и первым сопрано в хоре лихтентальской церкви. Тогда же он начал сочинять небольшие песни, струнные квартеты и фортепианные пьесы.

Удивляясь быстрым музыкальным успехам сына, отец отвел его на экзамен по пению, и Франц был принят в число «певчих мальчиков» венской Придворной капеллы. Вместе с мальчиками и юношами, готовившимися приобрести другие специальности, он жил, воспитывался и обучался общеобразовательным предме­там на казенный счет в закрытом учебном заведении — конвикте. Жить в родной семье Франц мог теперь только во время ка­никул. Кормили в конвикте скудно. Но для занятий музыкой там имелись благоприятные условия. Из воспитанников был составлен оркестр, каждый вечер исполнявший целую симфо­нию и какую-нибудь увертюру. Франц играл в оркестре на скрипке и иногда дирижировал им. В репертуар входили такие произведения, как симфонии Гайдна, Моцарта, две первые сим­фонии Бетховена. Примечательно, что на юного Шуберта особо сильное, потрясающее впечатление производила самая лириче­ская моцартовская симфония — соль минор № 40. В восторг приводила и увертюра к «Свадьбе Фигаро» Моцарта. Бывая на каникулах дома, Франц вместе с двумя братьями и отцом участвовал в исполнении квартетов, играя на альте.

В конвикте он все свободное время отдавал музицированию с товарищами и в особенности сочинению музыки, для записи, которой ему постоянно не хватало нотной бумаги. Все более увлекаясь композицией, он начал запускать общеобразовательные предметы. Это обеспокоило его отца, который, будучи лишь музыкантом-любителем, не хотел, чтобы сын сделался музыкантом-профессионалом, опасаясь, что это не даст ему обеспеченного существования. Францу он даже запретил бывать дома. Запрет был снят только тогда, когда состояние тяжело заболевшей матери стало угрожающим. Но Франц уже не успел застать ее в живых.

По распоряжению руководителя капеллы Антонио Сальери с Францем начал заниматься гармонией придворный органист. Однако уже после второго занятия тот сказал: «Его я ничему не могу научить, его научил сам Господь Бог». После этого Францу стал давать уроки композиции сам Сальери. А в это время у юноши начал ломаться голос. Он не мог больше быть хористом, и остаться в конвикте ему могли разрешить только при условии, что он подтянется по общеобразовательным предметам. Но все помыслы Франца занимала композиция, и в 1813 году он, отка­завшись от переэкзаменовки, ушел из конвикта, продолжив еще, однако, в течение трех лет занятия с Сальери.

Наступление творческого расцвета. Вернувшись в дом отца, женившегося вторично, Франц закончил восьмимесячный курс в семинарии и стал помощником учителя в начальных классах школы. Заработок у него был нищенским, и ему приходилось давать частные уроки отстававшим в учебе. Тем не менее он ус­певал создавать поразительно большое количество произведений, среди которых уже появились такие замечательные песни, как «Гретхен за прялкой» и «Лесной царь» на слова Гёте. За 1815— 1816 годы он написал свыше 250 песен, кантату, зингшпиль, три симфонии и ряд других сочинений.

С конца 1816 года Шуберт стал жить то у друзей, то снимая комнату, и лишь изредка возвращался в дом отца. В 1818 году он навсегда оставил работу в школе, стремясь быть независимым от постоянной службы, чтобы всецело отдаться творчеству. В 1823 году среди его сочинений насчитывалось уже восемь симфоний. Продолжая писать множество песен, он создал также вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», фортепианную фантазию «Ски­талец» (с использованием своей одноименной песни).

Шуберт стал душой дружеского кружка интеллигентной де­мократической молодежи. В числе его участников были музы­канты, поэты, художники. Собрания, полностью посвященные произведениям Шуберта, назывались «шубертиадами». Собира­ясь, друзья не только музицировали, но и вели горячие споры на разные темы. Это не прошло мимо внимания венской тайной полиции, и один из участников кружка был арестован по подо­зрению в принадлежности к подпольной студенческой организа­ции.

«Шубертиада» у Йозефа Шпауна – друга композитора

Друзья сумели заинтересовать песнями Шуберта оперного певца-баритона Иоганна Михаэля Фогля, и он стал их талантли­вым исполнителем. Выезжая во время отпуска на свою родину в Верхнюю Австрию, Фогль трижды брал с собой Шуберта и под его аккомпанемент пел его песни в домах местных любителей музыки. Дважды Шуберт побывал в Венгрии — в качестве учите­ля музыки в семье графа Эстерхази. В младшую дочь графа Ка­ролину он был безнадежно влюблен: о браке со знатной богатой девушкой он не мог и помышлять.

В 1821 году на средства, собранные друзьями и поклонни­ками Шуберта, была напечатана его песня «Лесной царь». После этого началась публикация шубертовских песен отдельными изданиями.

Иоганн Михаэль Фогль

Последнее десятилетие жизни и творчества. К музыке Шуберта, которую он продолжал сочинять в изобилии, начала приходить известность — главным образом к его песням. Однако существенного улучшения условий существования это не обеспечивало. В течение нескольких лет Шуберт не имел даже собственного фортепиано. При жизни из его песен было напечатано меньше одной трети, большинство же других произведений не было опубликовано, а свои лучшие симфонии он не смог ни издать, ни услышать в концертном исполнении. В творчеств композитора, особенно в песенном цикле «Зимний путь», проявились мрачные, трагические настроения. Однако контрастом ним оказались его другие произведения, проникнутые светлым жизнелюбием, такие, как его самая последняя песня «Голубиная почта».

Из-за застенчивого характера Шуберту не удалось познакомиться с Бетховеном, к творчеству которого он питал большой интерес и глубокое уважение. Смерть великого композитора-классика, последовавшая в марте 1827 года, потрясла Шуберта,! Он принял участие в многолюдной процессии в качестве одного из факельщиков, обрамлявших траурную колонну по обеим сто­ронам.

В марте 1828 года в Вене с большим успехом прошел публичный концерт из произведений Шуберта, и на полученный! гонорар композитор смог наконец купить себе фортепиано. Не этот первый авторский концерт оказался единственным. В ноябре Шуберт, полный новых замыслов, тяжело заболел тифом и безвременно скончался. На памятнике, поставленном друзьями на его могиле, была высечена надпись, сочиненная поэтом Францем Грильпарцером:

Смерть похоронила здесь богатое сокровище,

Но еще более прекрасные надежды