logo search
Зарубежная музлит (Брянцева) 2 год обуч

Вопросы и задания

1.Сколько произведений успел создать Шуберт за свою короткую жизнь? Назовите основные жанры его творчества. Какой из них был ему наиболее бли­зок?

  1. Какими душевными качествами отличался Шуберт?

  2. Чем особенно замечателен шубертовский музыкальный язык?

  3. Расскажите о детстве и годах учения Шуберта.

  1. Приведите примеры, свидетельствующие о раннем ярком расцвете шубертовского творчества.

  1. Что представляли собой «шубертиады»?

  2. Расскажите о последнем десятилетии жизни и творчества Шуберта.

Песни

В большой мере благодаря Шуберту песня для голоса с фор­тепиано стала в романтической музыке одним из ведущих жан­ров, тогда как в творчестве композиторов-классиков она занима­ла второстепенное место. Новым в шубертовских песнях явилось более тесное, чем прежде, единение музыки и поэзии. С одной стороны, в них напевная закругленная мелодия замечательно передает общее содержание и настроение поэтического текста, а с другой — в нее включены выразительные декламационные обороты. Небывало важная роль стала принадлежать в песнях Шуберта развитой и разнообразной по фактуре партии форте­пиано. В ней органично объединены выразительные и изобрази­тельные черты. Форма шубертовских песен индивидуализирова­на в зависимости от содержания поэтического текста.

В своем обширном песенном творчестве Шуберт использо­вал произведения около ста поэтов, главным образом немецких и австрийских. Первые его выдающиеся песни — «Гретхен за прялкой» (1814) и «Лесной царь» (1816) — написаны на стихи великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.

«Гретхен за прялкой». «Гретхен» — уменьшительный вариант имени «Маргарита», которое носит героиня первой части стихо­творной трагедии Гёте «Фауст». Гретхен занята работой — пря­дением. Но все мысли девушки — о покинувшем ее возлюблен­ном, которого она не в силах забыть. Удивительно просто и трогательно переданы горестные чувства Гретхен в первых фра­зах песни. Из них вырастает вся мелодия, и они то полностью, то частично повторяются, наподобие рефрена, в середине и в конце песни. А фортепианная партия, подражая монотонному жужжанию прялки, одновременно выражает неотступную ду­шевную печаль и затаенную тревогу:

«Лесной царь». Стихотворение Гёте с таким названием, положенное на музыку Шубертом, — яркий образец романтической баллады44. Это остросюжетное лирико-драматическое пове­ствование по-бетховенски динамично. Оно производит поистине потрясающее впечатление.

Ночью, в непогоду, мчится всадник. К его груди прильнул маленький сын. Больному малютке кажется в бреду, будто его преследует грозный лесной царь, заманивая в свое волшебное царство. И когда бешеная скачка прекращается, сын в руках от­ца оказывается мертвым. Шуберт с большой мелодико-интонационной выразительностью и точностью передает чередующиеся возгласы охваченного страхом ребенка, успокаивающие ответы отца и то вкрадчивые, то угрожающие призывы фантастического персонажа — лесного царя:

Соответственно происходит чередование различных минор­ных и мажорных тональностей при чрезвычайно важной роли фортепианной партии. Баллада начинается с фортепианного вступления. Становясь фоном всего драматического рассказа, оно рисует непрерывный стук копыт коня в стремительной скачке и резкие порывы ветра:

Одновременно это создает ощущение непрестанной напря­женной тревоги. Оно пронизывает всю балладу, придавая цель­ность ее образному развитию. Этот сквозной фон резко обрыва­ется лишь в самом конце — когда трагически звучит речитатив­ная реплика «от автора»:

«Вечерняя серенада». Выдающуюся популярность эта лирическая песня на слова немецкого поэта Людвига Рельштаба приобрела, прежде всего благодаря певучей мелодии широкого дыха­ния. Большинство ее фраз завершаются мечтательными взлета­ми. Они звучат, как нежные призывы к возлюбленной прийти на тайное ночное свидание:

Жанр серенады появился как вокальное или инструменталь­ное произведение, исполнявшееся обычно вечером или ночью в знак уважения или любви к какому-либо лицу. Часто это была песня с гитарным аккомпанементом под окном любимой. Звуча­нию гитары подражает и фортепианное сопровождение в «Ве­черней серенаде» Шуберта. Оно много раз вторит в различных регистрах вокальной партии, как бы создавая атмосферу нежной мечтательности — то трепетной, то восторженной. Этому спо­собствуют красочные сопоставления с минором одноименного мажора — прием, очень характерный для гармонического языка композитора.

«Аве Мария». «Ave Maria» — начальные слова католической молитвы, обращенной к Святой Деве Марии, которую у нас на­зывают Богородицей45. Текст для этой песни Шуберт взял из по­эмы «Дева озера» английского писателя Вальтера Скотта — автора «Айвенго» и многих других увлекательных романов. В поэме, действие которой происходит в XVI веке, это слова песни, которую поет юная девушка Эллен. Вместе с отцом, храбрым воином, оклеветанным перед королем Шотландии и изгнанным им, и верным старым бардом она скрывается в глухих дебрях — краю диких скал, мрачных лесов и хрустальных озер46. В своей песне, которой бард аккомпанирует на арфе, Эллен обращается к Деве Марии, прося защиты от жестоких преследователей. Песня Шу­берта пленяет красотой своей плавной мелодии, сочетающей лирическую выразительность, женственность и возвышенность настроения:

Партия фортепиано имеет арфообразный характер. Красота и возвышенность чувства передаются и мягким красочным со­поставлением гармоний.

Не менее известны и другие песни Шуберта, например «Утренняя серенада», «Баркарола» и «Форель».

Шуберт создал также два замечательных цикла песен — «Прекрасная мельничиха» (1823, 20 номеров) и «Зимний путь» (1827, 24 номера). Оба цикла написаны на стихи немецкого по­эта-романтика Вильгельма Мюллера. Их герой — такой же про­стой и скромный, душевно благородный человек, каким был сам композитор. Он покоряет глубиной и искренностью лирических переживаний, ярким и тонким восприятием окружающего мира, любовью к красоте природы.

«Прекрасная мельничиха». В цикле рассказывается о странствиях юного мельника — мельничьего подмастерья. Сле­дуя за течением ручья, он отправляется искать свое счастье. Светла и жизнерадостна его первая песня — «В путь». Она похо­жа на простодушный, словно приплясывающий народный напев. Фортепианная партия подражает неустанному движению ручья, весело вращающего мельничные жернова:

Увидав в одной деревне красивую дочь местного мельни­ка, юноша горячо влюбляется в нее. Любовь приносит ему сна­чала радостные, а затем горестные переживания: у него появля­ется более счастливый соперник. Вновь отправившись в странст­вия, юноша поверяет свои чувства ручью как единственному верному другу. Таково содержание предпоследней песни цикла «Мельник и ручей». Это произведение — одно из обаятельнейших вдохновений Шуберта и в мелодическом, и в гармоническом отношении, а также благодаря пластичному построению трехчастной музыкальной формы. В первом (соль-минорном) разделе юноша жалуется ручью, искренне рассказывая ему о своих горе­стях:

В среднем (соль-мажорном) разделе ручей утешает юношу. В фортепианной партии появляются мягко «журчащие», прозрач­ные фигурации:

В третьем, репризном разделе снова слышится голос юноши. Здесь мелодию продолжают сопровождать «журчащие» фигура­ции, соль минор под конец плавно сменяется соль мажором. Наступает тихое просветление, грустное успокоение.

«Зимний путь». В этом цикле, одном из последних произведений Шуберта, нет развитого сюжета. Юноша, вынужденный расстаться со своей любимой (она богата, он беден), мыс­ленно прощается с ней и пускается в бесцельное одинокое странствие. Даже природа не сочувствует ему. Скованная зим­ним холодом, она равнодушна к его скорбным переживаниям.

Уже первая песня «Спокойно спи» выражает печаль и тоску одинокого человека:

Чужим пришел сюда я,

Чужим покинул край...

Еще сумрачнее кажется действительность страннику после пробуждения от светлого и прекрасного сна (песня «Весенний сон»).

По-особому трагична последняя песня цикла — «Шар­манщик». Фортепиано исполняет краткие эпизоды, подражаю­щие несложным наигрышам шарманки с уныло гудящими в басу квинтами:

С наигрышами чередуются фразы певца, звучащие на том же фоне. Он повествует о том, как за селом нищий старик вертит замерзшими пальцами ручку шарманки:

Но никто не слушает беднягу, никто не бросает монетки в поставленную рядом тарелочку. Юноша видит в обездоленном одиноком старике своего товарища по несчастью. Он просит, чтобы шарманщик странствовал вместе с ним, сопровождая его горестные песни. В звучании этого шубертовского шедевра тра­гическая скованность чувств сочетается с глубоко человечной лирической теплотой.