logo search
Зарубежная музлит (Брянцева) 2 год обуч

О музыке в Древней Греции

Убедительным доказательством великой культурно-исто­рической роли античности служит то, что в Древней Греции в VIII веке до нашей эры родились общественные спортивные состязания — Олимпийские игры. А двумя веками позднее там начали проводить музыкальные состязания — Пифийские игры, которые можно считать далекими предками современных кон­курсов. Пифийские игры проходили при храме, построенном в честь покровителя искусств, бога солнца и света Аполлона. Со­гласно мифам, он, победив чудовищного змея Пифона, сам уч­редил эти игры. Известно, что однажды на них одержал победу Саккад из Аргоса, сыграв на авлосе, духовом инструменте, близ­ком к гобою, программную пьесу о борьбе Аполлона, с Пифоном,

Для древнегреческой музыки была характерная связь с по­эзией, танцем, театром. Нараспев сказывались героические эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые легендар­ному поэту Гомеру. Певцы обычно были, подобно мифологиче­скому Орфею, авторами и поэтического текста, и музыки и сами аккомпанировали себе на лире. На празднествах исполнялись хоровые танцевальные песни с пантомимическими жестами. В древнегреческих трагедиях и комедиях большая роль принадлежала хору: он комментировал действие, выражал отношение к поступкам героев.

Современные музыковеды располагают определёнными сведениями о музыке в Древнем мире и тем не менее завидуют историкам других искусств. Ибо сохранилось большое количество великолепных памятников древней архитектуры, древнего изобразительного искусства, особенно скульптуры, обнаружено не­мало рукописей с текстами трагедий и комедий великих антич­ных драматургов. Но музыкальные произведения, созданные в те же эпохи и даже значительно позднее, остаются для нас, по су­ществу, неизвестными.

Почему так случилось? Дело в том, что изобрести достаточ­но точную и удобную систему нотной записи (нотацию), ту, ко­торой каждый из вас овладел, еще только начиная учиться музы­ке, оказалось очень трудной задачей. Чтобы ее решить, потребо­валось много столетий. Правда, древние греки изобрели буквен­ную нотацию. Они обозначали ступени музыкальных ладов оп­ределенными буквами алфавита. Но ритмические значки (из черточек) добавляли не всегда. Лишь в середине XIX века нашей эры ученые разгадали наконец секреты этой нотации. Однако если соотношение звуков по высоте в древнегреческих музы­кальных рукописях они смогли расшифровать точно, то соотно­шение по длительности — только приблизительно. Да и таких рукописей найдено совсем немного, и они содержат записи всего нескольких одноголосных произведений (например, гим­нов) и чаще — их отрывков.