logo
Выразительные приемы и их роль в дирижерской практике

1.1.2 Мимика и пантомимика

Безусловными показателями эмоционального отношения дирижера к музыкальному произведению служат его пантомимические и особенно мимические движения. Мускулатура лица является совершенным аппаратом, благодаря которому малейшие изменения эмоционального отношения дирижера могут быть тотчас же переданы исполнителям. Выражение лица дирижера, являясь следствием испытываемого им чувства вызывает ответные чувства исполнителей, влияет на их поведение, а значит и на реальное звучание.

«...Иногда мимика дирижера выражает не столько существо музыки, сколько отношение к самому процессу исполнения». В действительности мимика дирижера постоянно выражает его отношение к процессу исполнения, указывая на изменение степени соответствия (несоответствия) реального звучания музыкальному представлению дирижера (которое и является существом музыки). Отношение, о котором свидетельствует мимика, становится либо отрицательным, либо положительным, в зависимости от того желателен или нежелателен его объект. То или иное выражение лица часто достигается произвольным имитированием положительных или отрицательных эмоций. В этих случаях можно говорить об условных мимических знаках. Впрочем, их роль в процессе дирижирования крайне невелика: предпочтение здесь, несомненно, должно быть отдано естественной, безусловной мимике.

К. Ольхов утверждает, что мимика передает необходимое эмоциональное состояние. Вступление определяется не только соответствующим мануальным движением, но и объединяющим взглядом дирижера. Внимание исполнителей, в большей степени, сосредоточено на взгляде дирижера, чем на руке. Мимика является следствием четкости и яркости образного мышления дирижера. Она -неизменный спутник выразительного жеста. Мимика говорит об образно-эмоциональном смысле музыкальной фразы, интонации или слова. В отдельных случаях мимика даже выходит на первый план, отстраняя жестикуляцию, так как многие дирижерские жесты при всей их отточенности могут оказаться неясными по смыслу, если они не освещены выразительным взглядом. Руки способны самостоятельно выразить «количество, образ, число и время»; они в состоянии, указывая место и лицо, исполнить обязанности наречий и местоимений. Но невозможно представить, чтобы наши руки, не поддержанные соответственно выражением глаз, лица или положением корпуса, могли абсолютно точно и однозначно выразить отвращение, радость, горе, признание, восхищение и т.д. Особую роль в общении с оркестром играет взгляд дирижера, бессловесно передавая ему определенную информацию (Л. И. Уколова). Функцией взгляда является контакт - тот человеческий контакт с исполнителями, без которого дирижеру трудно добиться тонкого и глубокого понимания своих намерений со стороны управляемого им ансамбля. Особенно важен дружелюбный, ободряющий или успокаивающий взгляд дирижера во время ответственных вступлений или соло. Взгляд дирижера оттеняет звуковую перспективу и исполнение звучит то «издали», то «вблизи», то «сверху», то «снизу», то широко, на большом пространстве, то собранно, как бы из одной точки (С. Казачков).

Выразительность взгляда и мимики дирижера способствуют верному пониманию оркестрантами дирижерского жеста и исполняемой музыки, укрепляет их уверенность, помогают предотвратить и даже иногда исправить ошибки. Это - живой контакт между дирижером и исполнителями (Л. Н.Маталаев).

Конечно, не у всякого дирижера лицо достаточно подвижно и выразительно от природы, но у каждого в большей или меньшей степени ощущение музыки отражается в мимике. Рекомендовать какие-то приемы для развития мимики бессмысленно. «... учить мимике нельзя, так как от этого разовьется неестественная гримаса, - пишет Станиславский, - мимика получается сама собой. Естественно, через интуицию от внутреннего переживания» (М. Канерштейн). Все, что было сказано о мимике, в равной степени относится и к пантомимике. Особенностью же пантомимических комплексов, в сравнении с мимическими, является их значительно меньшая динамичность, «... выразительное значение корпуса заключается не столько в его движениях, сколько в характерности позы» (автор). Пантомимические движения совершаются корпусом (голова, торс, ноги). Движения головы не только способствуют увеличению диапазона зрения (дирижер должен держать в поле зрения весь исполнительский коллектив, который зачастую расположен на эстраде очень широко и глубоко), но и усиливают пантомимическую выразительность всего корпуса.

Движения головы весьма заметны и применяются дирижером экономно. Способность к таким движениям должна быть развита в сильной степени. Легкое и быстрое или спокойное и плавное движение головы в сторону вступающей партии - часто наилучшее средство обеспечить нужный характер вступления. От характера посадки головы зависит общая выразительность корпуса.

Торс служит опорой для рук и головы. Он «питает» их движения подобно тому, как плечо «питает « движения предплечья и кисти. Следовательно, торс дирижера является важным фактором поддержки и регулирования дыхания оркестра. Для этой цели торс должен быть, прежде всего, устойчив и совершать необходимые и экономные движения. Основное положение дирижерского торса аналогично певческой установке (он прям и естественен, плечевой пояс спокойно развернут, грудная клетка в свободном высоком положении).

Опорой для всего дирижерского аппарата служат ноги. Ноги должны обеспечивать корпусу твердую и устойчивую позицию. Следует стоять слегка расставив ступни. Одну ногу чуть выдвинуть вперед, что придает должную опору всему телу. Важно постоянно сохранять упругость в ногах, не сгибать их в коленных суставах и не отстукивать такт.

Различное положение ног оказывает влияние на выразительность корпуса и придает облику дирижера тот или иной характер. Однако частые изменения в положении ног создают неустойчивость корпуса, делают дирижерский облик суетливым; вот почему эти изменения должны быть экономны и целесообразны. В самых общих чертах можно отметить, что при исполнении спокойной, созерцательной, сосредоточенной и т.д. музыки, нуждающейся в умеренных движениях, для дирижера чаще характерна сближенная постановка ног. Повышенно экспрессивные формы выражения, для которых требуются более размашистые и сильные движения, связаны с более широкой расстановкой ног.

Одно из выразительнейших свойств корпуса - его скульптурность. В скульптурно-рельефном облике дирижера воплощается характер музыкального образа, его художественная идея, стилистические и жанровые особенности. Движения дирижерского корпуса чрезвычайно приметны. Являясь исключительно «острым», сильнодействующим выразительным средством, они должны использоваться особенно экономно. Сколько бы мы не наблюдали за исполнением мастеров дирижерского искусства, нас каждый раз поражает, как, иногда в неподвижном корпусе, часто при почти неподвижных (невидимых со стороны зала) руках рельефно и заразительно «звучат» темпо-ритм и динамика данного произведения. Здесь играет роль умение найти динамику скульптурного положения корпуса, найти облик, несущий характерные черты музыкального движения.

Необходимо подчеркнуть, что, указывая на эмоциональное отношение, мимика и пантомимика ничего не сообщают о самом предмете отношения. Так, например, мимика дирижера может передавать малейшие изменения его эмоционального отношения, оставляя исполнителей в полном неведении относительно того, чем именно он доволен или недоволен. Любое несоответствие реального звучания музыкальному представлению дирижера вызовет его неодобрение, однако само выражение неодобрения еще не уничтожает указанное несоответствие. Приведение реального звучания в полное соответствие с музыкальным представлением дирижера невозможно без знаков мануальной техники - движений рук.