2.4 Акцент. Синкопа
Акцент. Немаловажными художественными элементами являются акценты (силовое выделение звука), которые выполняются аналогично приему staccato. Акценты и подобные им динамические оттенки кратковременны по своей природе и относятся только к одной доле такта или к части ее. Они требуют точного и четкого жеста. Ясно отличающихся и от предшествующих и от последующих жестов. Акцент характеризуют максимальная отчетливость, острота, краткость. В свою очередь сила акцента зависит от основного нюанса. Акцент показывается одной или обеими руками. В последнем случае наибольшая яркость и наглядность достигается тем, что незадолго до акцента приостанавливается движение левой руки, которая затем активным движением показывает акцент (М. Канерштейн).
Дирижеру следует различать два основных вида акцентов - на счетные доли и между ними. Первые требуют сильного, энергичного ауфтакта. Вторые - такого же сильного рефлекса от предыдущей доли. Э. Кан - выделяет три способа подготовки акцента:
Выделить удар, предшествующий акценту. Это осуществляется более размашистым движением руки без изменения темпа.
Слегка приподнять локоть между предшествующим , и акцентированным ударами.
Помочь левой рукой.
Синкопа. Одним из выразительных элементов музыки является синкопа перенесение сильной доли на слабую, которая придает особую ритмическую и динамическую окраску. Дирижерский жест, обозначающий синкопу, вызывает звук позже, чем обычный жест, а поэтому он неожиданный, не имеющий никакого приготовления, но обладающий волевым импульсом, конкретным и энергичным отскоком от предыдущей доли с последующим задержанным ауфтактом. «Жест синкопы является сам по себе ауфтактом к следующему звуку, поэтому перед ним всегда должна быть остановка, -- не только вначале пьесы или после паузы, но и везде, независимо от того, какой был пред этим жест», - отмечал Н. А. Малько. Таким образом, синкопа исполняется как задержание звука активным упругим жестом, несколько подчеркнуто (Л. А. Безбородова.).
«Синкопа, приходящая на счетную долю почти аналогична обычному акценту, и ей также предшествует четкий ауфтакт, более активное падение руки и твердая, точная точка удара. Сила удара соответствует пределам основного нюанса.
Синкопа между счетными долями (и, следовательно, между ударами руки) - более сложна и подобна акценту между долями. Ясность и точность выполнения этого вида синкопы обуславливается как подчеркнутой точкой удара основной доли, так и столь же четким рефлексом, предшествующим возникновению звука» (Л. Н. Маталаев).
- Введение
- Глава I. Выразительные приемы дирижирования, их значение
- 1.1 Дирижерский аппарат
- 1.1.1 Руки, как основная часть дирижерского аппарата
- 1.1.2 Мимика и пантомимика
- 1.2 Виды жестов
- 1.2 Элементы дирижерского языка жестов
- Глава II. Средства выразительности музыки в дирижировании
- 2.1 Динамика
- 2.2 Темп
- 2.3 Штрихи
- 2.4 Акцент. Синкопа
- 2.5 Ферматы. Паузы. Полиритмия. Полиметрия
- Глава III. Роль выразительных средств в дирижировании
- 3.1 Выразительные возможности рук
- 3.2 Дирижерский жест и мимика как средство передачи информации
- Дирижерское воплощение
- О механизме дирижерского воздействия
- История дирижерской палочки
- 5.2. Особенности дирижерского жеста
- Раздел 1. Основы техники дирижирования Тема: Постановка дирижерского аппарата, основы техники дирижирования
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- Особенности дирижерского жеста
- Тема 11. Выразительные средства в музыке, их решения в жестах.
- Тема 5. Дирижерский аппарат и его постановка.