logo
Выразительные приемы и их роль в дирижерской практике

3.1 Выразительные возможности рук

Современная дирижерская техника не мыслима без применения дифференцированного движения обеих рук. Под этим отнюдь не подразумевается механическое разграничение функций левой и правой руки (как это иногда рекомендуется в методике преподавания). Больше того, выразительность дирижирования может быть достигнута лишь при условии тесного взаимодействия их движений. Дирижирует не правая или левая рука, а дирижер при помощи рук (а также мимики и пантомимики). Тем не менее, должны быть также учтены и соответственно использованы выразительные возможности каждой руки, обусловленные спецификой дирижерского исполнительства.

В чем же эти различия и какое отражение находят они в процессе руководства исполнением? Основная функция правой руки -- тактирование, от четкости и определенности, которого зависит результат исполнения. Правая - ведущая, более уверенная, инициативная, «твердая рука». Естественным и рациональным следует признать правило: правая рука ведет основной ритм и метр музыки в ее динамике и характере. Вместе с тем, она выполняет обширный круг задач технического и выразительного характера, что делает ее важнейшим инструментом управления исполнением.

Однако необходимость придерживаться движений условной, замкнутой схемы тактирования в какой-то мере сужает диапазон выразительных возможностей правой руки, ограничивая их кругом определенных средств, доступных ей в рамках этих схем. Кроме того, правая рука держит палочку и не может пользоваться выразительными движениями пальцев и свободной, раскрытой кистью.

Все это не уменьшает роли правой руки, ее воздействия на художественную сторону исполнения. Но несомненно, что технические и выразительные средства, применяемые правой рукой, имеют особый, специфический характер.

Выразительность жеста правой руки зависит от амплитуды и скорости движений, его расчленения путем остановок, большей или меньшей резкости или мягкости движений, изменения уровня тактирования, использования в движении тех или иных частей руки в различных сочетаниях и т. п., то есть техника правой руки основана на отображении ритма во времени и пространстве. Руководство ритмом (в широком и узком смысле), динамикой, агогикой, штрихами и характером музыки, как основными элементами развития музыкальной ткани произведения (ее членения, связей и отношений между звуками, построениями и пр.) - вот главным образом область функций правой руки, если ее действия рассматривать изолировано от прочих средств дирижерского управления исполнением. Но дирижер, кроме редких случаев, пользуется всей совокупностью средств, среди них в первую очередь - движениями левой руки.

В чем же заключаются выразительные возможности левой руки? Не связанная необходимостью тактирования, она обладает ничем не ограниченной свободой движений. Это позволяет применять ее для выполнения различных задач как технического, так и художественного характера, которые для правой руки затруднительны и вовсе невыполнимы. Однако основное достоинство левой руки заключается в ее чрезвычайно широких выразительных возможностях. В ее жестах может быть полностью устранена схематичность, которая присуща движениям правой руки, поэтому она может свободно и непосредственно передавать тончайшие нюансы музыкальной экспрессии.

Большое значение имеет то обстоятельство, что, включаясь в дирижирование, левая рука использует движения рожденные жизнью: жесты, отражающие эмоциональное состояние человека, образно дополняющие смысл речи, поясняющие какое-либо действие, ситуацию и т.п. Именно этим техника левой руки может быть до известной степени сравнена с пластической техникой актера. Ценность выразительного жеста левой руки и в том, что он может служить средством общения дирижера с исполнителями. Однако дирижирование достигает наибольшей степени выразительности только в результате органического взаимодействия обеих рук. Жесты одной руки обогащают и усиливают действенность движений другой. Левая рука показывает детали музыкального исполнения, служит средством выражения эмоционально-художественной стороны дирижирования.

Владение левой рукой - это не только сумма навыков, но в гораздо большей степени творческий, художественный процесс, в котором раскрывается индивидуальность, своеобразие дирижера. На долю левой руки приходится динамика, характер музыки, показ вступлений отдельным голосам или цельным группам оркестра.

Кисть левой руки имеет большую свободу действий, позволяющую использовать руку исключительно для решения художественных задач. Она показывает динамику (как уже говорили выше) исполняемой музыки, внезапные и постепенные изменения, характер мелодии, ее фразировку, снятия звучания, выявляет фактурные особенности партитуры (подголоски и т.п.).

Владение левой рукой представляет для дирижера неизмеримо больше трудностей именно вследствие огромного разнообразия ее функций (более художественного нежели технического порядка). Разумеется, левая рука может содержать в своих жестах и ритмический элемент. Однако, по своей значимости, он не может приближаться к тому, что содержится в жестах правой, а тем более быть равным ему.

Разделение функций рук дирижера обогащает выразительные средства дирижирования, расширяет возможности дирижерской техники. «Правая рука отбивает такт, левая - указывает нюансы. Первая - от разума, вторая - от сердца. Правая рука рисует, левая окрашивает», - Ш. Мюнш. Движения обеих рук происходят независимо друг от друга: правая ведет основной темп в сопутствующей ему динамике, левая помогает правой, раскрывая художественные эмоциональные стороны музыки, подчас только намечаемые правой, а иногда и вовсе ей недоступные. В то же время все их движения строго скоординированы и преследуют одну и ту же цель наилучшее и наиполнейшее выражение исполняемой музыки.