2.1 Динамика
Одно из важнейших выразительных средств в музыке - это динамика. Раскрытие содержания произведения невозможно без применения динамических оттенков; лишенное их оно становится анемичным, безжизненным. Качественная сторона показа дирижером динамики является главной. Если такую возможность исключить, то дирижерский жест будет вялым и безвольным, дирижер не сможет осуществить управление звучностью исполняемой музыки, особенно по мере возрастания динамики. Одним из показателей выражения тех или иных динамических оттенков в дирижировании является величина жеста, то есть его амплитуда. Как известно, более тихому, слабому звучанию соответствует меньший жест, более мощному -- больший. Однако амплитуда жеста отнюдь не первостепенное средство в показе изменения динамики. Наиболее важными являются умение выразить одну и ту же степень силы звучности крупным насыщенным и мелким жестом, используя при этом передачу напряжения рукой, кистью, пальцами.
Без иллюстрации жеста напряжением руки, предупреждающей исполнение, величина движения ничего не выражает.
Выразительность жеста имеет значение в отражении динамики музыки. Отобразить ее динамику можно передав с предельной точностью выставленные в партитуре обозначения. Важно выразить образный смысл динамики. В одном произведении одна и та же динамика выполняет различные по содержанию функции. В руководствах по дирижированию обычно этот момент не акцентируется. Говорится о том, что для достижения сильной звучности необходимо применять какие-то движения, например, увеличивать амплитуду жеста, усиливать его напряжение и только. Но не может ли выражение силы в жестах дирижера быть универсальным? Поскольку нет f вообще и р вообще, постольку и средства их выражения не универсальны. Э. Кан: «Подобно многим другим средствам музыкальной выразительности динамика не имеет абсолютных стандартов».
Слушателей (отчасти оркестрантов) иногда удивляет то, что один дирижер в ff применяет большие движения, в то же время как другой пользуется скупым жестом. Такой факт является причиной отрицания необходимости большого жеста вообще. Величина жеста понятие относительное. Дело не в том, большой или маленький жест применяет дирижер, а в том насколько в нем отображен смысл музыкального образа.
В еще большей мере необходимость осознания смысла музыкального образа проявляется при изменении динамики. Можно найти много причин для смены динамики или постепенного ее изменения. Дирижеру важнее образно показать эти причины, чем стремиться к арифметически точному увеличению или уменьшению амплитуды жеста.
Если дирижеру нужно показать sub. pp. Сделать это он может движениями по форме, буквально противоположными, но по действию преследующими одну и ту же цель. С того или иного жеста изменится смысл, содержание требуемого динамического нюанса. Например, дирижер может стремительно вытянуть руки вперед с раскрытой и поднятой вверх ладонью. Жест этот логично воспринимается как сигнал пресекающий действие: «стоп», «нельзя!», «прекратить!».
Показ sub. рр может быть произведен и жестом решительного и императивного характера. Он находит свое применение в случаях, когда необходимо преодолеть устойчивую динамическую инерцию и когда появление новой динамики (pianissimo) не ожидается. Выполняется этот прием левой рукой, решительным ударом (в левую сторону от себя) с резким толчком и остановкой в конце. Остановка и удар должны совпасть с последней счетной долей, предшествующей наступлению р. Резкость движения способствует тому, что f останется выдержанным вплоть до момента наступления новой динамики. Переход от f к sub.p осуществляется путем внезапного сокращения объема жеста. Движение должно быть достаточно активным и стремительным: на доле, обозначенной sub.p, энергичным движением подчеркиваем еле заметную остановку руки и последующим жестом придает характер, выражающий piano. Если при этом сделать резкое движение левой рукой, подчеркнув внезапную смену динамики (обычно левая рука прекращает движение, раскрытой ладонью показывая исполнителям появление piano), то переход от f к р будет еще более выразительным.
Для выражения sub.f применяется внезапное, стремительное движение руки, подчеркивающее энергичным толчком отмеченную долю. Этому предшествует и выразительный ауфтакт, по характеру и величине соответствующий данному sub.f. Выразительному показу sub.f в большей степени способствует левая рука, - она дополняет правую, одновременно с ней подчеркивая появление sub.f.
Особое внимание нужно обратить на дифференциацию движений для piano и pianissimo, которые должны быть небольшими, спокойными. Ровными, и движений для f и ff, которые должны быть волевыми и решительными. Однако необходимо предотвратить такие размашистые движения, которые заметно уклоняются за пределы условий пространственной рамки. Скромность, легкость и собранность движений дирижера являются признаками хорошего вкуса и высокого профессионализма.
Определенную трудность представляет собой выполнение дирижерского приема sforzando, которое является эффективным средством музыкальной выразительности. Дирижеру необходимо предупредить коллектив исполнителей о внезапном коротком акцентировании звучности. Sforzando является как бы разновидностью акцента, отличаясь от него лишь большей выпуклостью, яркостью, значительностью. Неожиданность появления этого нюанса должна быть заранее подготовлена дирижером для того, чтобы оркестр успел перестроиться на подчеркнуто резкое усиление звучности. Для sforzando характерен резкий, внезапный удар («укол»), с ярко выраженной «точкой».
Производится удар на sforzando чаще двумя руками, обычно сверху вниз и вперед.
Хорошо известные знаки в дирижировании crescendo и diminuendo. Они указывают, что изменения силы звука в сторону увеличения или уменьшения громкости должно распространяться точно на тот отрезок нотной записи, который охвачен этим обозначением.
Crescendo достигается при помощи постепенного увеличения жеста и его интенсивности. С целью достижения большего эффекта при нарастании звучности, рекомендуется в исходном моменте crescendo объем жеста сократить до минимума. Этот прием способствует более яркому показу линии нарастания. Левая рука постепенно переводится из более низкого уровня в более высокий, соответствующий той силе звучания, которая и завершает crescendo. При этом ладонь ее (вначале обращенная к исполнителям, если это было р или рр) постепенно поворачивается вверх. Направление подъема - снизу вверх и несколько влево. Степень внешней активности и насыщенности жеста также увеличивается (правая рука в то же время расширяет амплитуду жеста, увеличивая его активность).
При diminuendo жест постепенно уменьшается и интенсивность его слабеет. Здесь очень важна роль левой руки, которая определенным движением выражает ослабление звучности. Рука совершает процесс, обратный предыдущему - постепенно переводится из более высокой плоскости (где она находилась до начала звучания) в более низкую. Ладонь постепенно поворачивается к оркестру. Степень уменьшения ее активности зависит от степени diminuendo.
В crescendo нужно экономить силу звука. Соответствующий расчет необходим и для diminuendo.
Итак, в основе каждого изменения динамики - рост или ослабление определенного состояния, увеличение или ослабление той или иной эмоции, усиления ее яркости, насыщенности. В изменении динамики обнаруживается утверждение, становление музыкального образа.
- Введение
- Глава I. Выразительные приемы дирижирования, их значение
- 1.1 Дирижерский аппарат
- 1.1.1 Руки, как основная часть дирижерского аппарата
- 1.1.2 Мимика и пантомимика
- 1.2 Виды жестов
- 1.2 Элементы дирижерского языка жестов
- Глава II. Средства выразительности музыки в дирижировании
- 2.1 Динамика
- 2.2 Темп
- 2.3 Штрихи
- 2.4 Акцент. Синкопа
- 2.5 Ферматы. Паузы. Полиритмия. Полиметрия
- Глава III. Роль выразительных средств в дирижировании
- 3.1 Выразительные возможности рук
- 3.2 Дирижерский жест и мимика как средство передачи информации
- Дирижерское воплощение
- О механизме дирижерского воздействия
- История дирижерской палочки
- 5.2. Особенности дирижерского жеста
- Раздел 1. Основы техники дирижирования Тема: Постановка дирижерского аппарата, основы техники дирижирования
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- Особенности дирижерского жеста
- Тема 11. Выразительные средства в музыке, их решения в жестах.
- Тема 5. Дирижерский аппарат и его постановка.