1.2 Элементы дирижерского языка жестов
Дирижерский жест - явление сложное. Практически элементы, составляющие его, не могут быть отделены друг от друга. Теоретически такой анализ полезен и возможен.
Основные элементы дирижерского языка жестов - выразительный, изобразительный и условный. Жесты и пантомимические движения имеют определенный темпо-ритм, агогику, динамику, характер дыхания и течения (плавный или прерывистый в различных градациях). Поэтому они способны конкретно выражать музыку, ее настроение, характер степень эмоциональной насыщенности, жизненный пульс, драматургию образов, идейно-художественную направленность.
Выразительный элемент дирижерского языка жестов черпается в самой музыке, но вместе с тем связан с общечеловеческим языком жестов и обогащается им.
Изобразительный элемент подчинен выразительному, пронизан и окрашен им. Дирижерский жест изображает игровые движения, способы звукоизвлечения (туше и штрихи), артикуляционные, тембровые и образно-жанровые особенности исполняемого произведения.
Роль изобразительного элемента в дирижировании значительна. Он материализует звучность пластически и тем самым не только помогает лучшему пониманию дирижерского замысла исполнителям, но и облегчает процесс воплощения, поскольку игровыми движениями дирижер конкретно подсказывает способ воплощения. Однако злоупотребление изобразительным элементом, увеличение им, разрушает органичность музицирования, придает дирижерской манере вычурность и претенциозность.
О. И. Поляков подразделяет изобразительный элемент на два вида: статистические изображения и динамические изображения.
Статистические изображения. Зафиксированные положения артикуляционного аппарата, рук или корпуса дирижера, своеобразные стоп-кадры, изображающие необходимые положения исполнителей, в определенной мере помогают управлению реальным звучанием, то есть является знаками дирижирования. Если дирижер имеет правильное представление о том, какая позиция нужна для того или иного звукоизвлечения, ее изображение (при условии повторения исполнителями) создает некоторые предпосылки для возникновения соответствия между реальным звучанием и музыкальным представлением дирижера.
Динамические изображения, положений артикуляционного аппарата, рук и корпуса исполнителей в дирижированиии более распространены, чем статистические. Это объясняется тем, что само исполнение музыкального произведения - явление не статистическое, а развертывающееся во времени. Изменение звучания во времени представляет собой следствие изменения во времени пространственного положения звукоизвлекаюпдих органов исполнителей. Изображая движения, необходимые для извлечения звуков, дирижер тем самым частично решает задачу согласовывания звучания со своим музыкальным представлением. Артикуляция, движения рук или изменение положения корпуса дирижера при их повторении исполнителями дают соответствующий звуковой результат. Выразительный и изобразительный элементы дирижерского языка жестов безусловны. То есть, общепонятны, общезначимы, и не нуждаются в предварительных пояснениях для того, чтобы быть понятными в любом оркестре.
Условный элемент дирижерского жеста состоит из движений, требующих предварительного инструктажа, чтобы быть понятыми (например, движения, которыми отмечаются паузы, во время исполнения солистом речетатива или каденции). К условному элементу следует отнести также различные метрические схемы, поскольку их смысл делается понятным начинающему музыканту или певцу лишь после соответствующего пояснения.
В дирижировании чрезвычайно распространена группа жестов, обозначающих изменения громкости и высоты звучания. Кисть руки, повернутая ладонью вверх (вниз), обозначает просьбу увеличить (уменьшить) громкость звучания, а указательный палец, направленный вверх (вниз) просьбу повысить (понизить) высоту звука. Широко применяются в дирижировании и бытовые жестовые символы.
Условный элемент может стать общезначимым в процессе длительной практики, если он принят повсеместно. Условные движения иногда образовываются в индивидуальном опыте данного дирижера и как таковые имеют «местное» значение. До тех пор, пока они выполняют чисто служебную роль, их применение может быть оправдано. Хуже, когда условный элемент принимает на себя функцию выразительного или изобразительного элементов.
Определенные группы жестов могут приобретать постоянную соотнесенность с объектами реального мира, то есть выступать в зафиксированном значении. Однако это не значит, что смысл любого жеста дирижера будет понятен всем без исключения. Любой дирижерский жест может выполнять знаковую функцию только при условии, что его значение уже известно исполнителям (О.И. Поляков).
Главное назначение дирижерского жеста - подсказать исполнителям характер и художественную меру нюанса, которые условным сигналом не могут быть достигнуты.
В процессе дирижирования выразительный, изобразительный и условный элементы тесно переплетены друг с другом, пронизывают, дополняют друг друга, но при безусловной гегемонии выразительного элемента, который является душой дирижирования. Искусство великих мастеров дает неисчерпаемый материал для соответствующих наблюдений.
- Введение
- Глава I. Выразительные приемы дирижирования, их значение
- 1.1 Дирижерский аппарат
- 1.1.1 Руки, как основная часть дирижерского аппарата
- 1.1.2 Мимика и пантомимика
- 1.2 Виды жестов
- 1.2 Элементы дирижерского языка жестов
- Глава II. Средства выразительности музыки в дирижировании
- 2.1 Динамика
- 2.2 Темп
- 2.3 Штрихи
- 2.4 Акцент. Синкопа
- 2.5 Ферматы. Паузы. Полиритмия. Полиметрия
- Глава III. Роль выразительных средств в дирижировании
- 3.1 Выразительные возможности рук
- 3.2 Дирижерский жест и мимика как средство передачи информации
- Дирижерское воплощение
- О механизме дирижерского воздействия
- История дирижерской палочки
- 5.2. Особенности дирижерского жеста
- Раздел 1. Основы техники дирижирования Тема: Постановка дирижерского аппарата, основы техники дирижирования
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- Особенности дирижерского жеста
- Тема 11. Выразительные средства в музыке, их решения в жестах.
- Тема 5. Дирижерский аппарат и его постановка.