2.3 Штрихи
Оркестровая звучность неисчерпаемо многообразна, разнохарактерна, поэтому дирижер должен уметь правильно отображать в жесте такие важные для формирования характера фразы компоненты , как штрихи. Огромное количество штрихового разнообразия может быть объединено в две группы:
Связные штрихи
Раздельные штрихи
К связным штрихам относятся legato и portato (представляющее собой утяжеленное legato). В основе исполнения legato лежит максимальная плавность, непрерывность жеста. Для достижения характера , непрерывности и плавности в движении чрезвычайно важна гибкость и освобожденность всей руки и особенно кисти, которая, однако, должна быть достаточно упругой и не терять связи с остальными частями руки (М. Канерштейн). Как указывала Л. М. Андреева: «Движения по долям в legato должны быть наполненными, «весомыми» (рука как будто преодолевает все время на пути к «точке» невидимое препятствие). В противном случае жест будет безвольным, «пустым», «не певучим».
Точки, отмечающие начало долей при движении legato, не ощущаются как разрыв или перелом движения, а воспринимаются как скользящее прикосновение (С. А. Казачков).
Раздельные штрихи в свою очередь подразделяются на штрихи твердые и мягкие, короткого и длинного звучания. Твердые штрихи короткого звучания относятся к группе staccato. Характер staccato чрезвычайно разнообразен. «Жест, выражающий staccato, должен быть энергичным, острым, коротким, толчкообразным, с ярко выраженной точкой. Объем жеста, независимо от динамики, всегда небольшой. При дирижировании на staccato доминирующую роль играет кисть» (М. Канерштейн).
Твердые штрихи длительного звучания. В это понятие входят штрихи martele, marcato. Для показа этих штрихов применяется прием «протягивания точки удара» или «вытягивание звука», то есть после твердого падения правой руки к точке удара она не заканчивает на этом свое движение, но резко изменив направление (сверху - в сторону), продолжает вести звук по горизонтали, протягивая точку удара и как бы «выжимая» звук.
Штрих marcato, характерный для маршеобразной музыки с энергичными волевыми образами, исполняется подчеркнутыми точками - как волевое «стоп» с хорошей фиксацией отскока. Движение выполняется всей собранной рукой от плеча с некоторой фиксацией лучезапястного сустава энергичными ауфтактами, прямолинейными резкими линиями (Л. А. Безбородова).
Независимо от вида штрихов дирижер должен тактировать эластичной рукой, даже при дирижировании marcato и staccato, что обеспечивает полноту звука.
- Введение
- Глава I. Выразительные приемы дирижирования, их значение
- 1.1 Дирижерский аппарат
- 1.1.1 Руки, как основная часть дирижерского аппарата
- 1.1.2 Мимика и пантомимика
- 1.2 Виды жестов
- 1.2 Элементы дирижерского языка жестов
- Глава II. Средства выразительности музыки в дирижировании
- 2.1 Динамика
- 2.2 Темп
- 2.3 Штрихи
- 2.4 Акцент. Синкопа
- 2.5 Ферматы. Паузы. Полиритмия. Полиметрия
- Глава III. Роль выразительных средств в дирижировании
- 3.1 Выразительные возможности рук
- 3.2 Дирижерский жест и мимика как средство передачи информации
- Дирижерское воплощение
- О механизме дирижерского воздействия
- История дирижерской палочки
- 5.2. Особенности дирижерского жеста
- Раздел 1. Основы техники дирижирования Тема: Постановка дирижерского аппарата, основы техники дирижирования
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- Особенности дирижерского жеста
- Тема 11. Выразительные средства в музыке, их решения в жестах.
- Тема 5. Дирижерский аппарат и его постановка.