logo
Программа по анализу для теоретиков (Измененная

Тема 15 Рондо-соната.

Устойчиво повторяющееся (в отличие от смешанных форм) сочетание признаков рондо и сонаты.

Семичастная рондообразная форма, в которой соотношение первого и третьего эпизодов подобно соотношению побочной партии в экспозиции и репризе сонатной формы.

Разновидности:

1) с эпизодом (вся форма - к рондо),

  1. с разработкой (вся форма - к сонате).

Черты рондо:

1) песенно-танцевальный или скерцозный тематизм,

2)квадратность,

3)неконфликтность тематизма,

4)чередование рефрена (главная партия) и эпизодов,

5)наличие центрального эпизода.

Черты сонаты: 1)соотношение рефрена (главная партия) и первого эпизода (побочная партия) - как в сонатной экспозиции. Соотношение третьего рефрена (главная партия) и третьего эпизода (побочная партия) - как в сонатной репризе.

2) наличие разработки.

Отличия от сонаты: проведение темы главной партии в основной тональности после побочной партии (перед разработкой).

Экспозиция разработка (эпизод) Реприза

А В А С А В1 А + Кода

(R)

г.п. п.п. г.п. г.п. п.п. г.п.

Т D Т (S) Т Т Т

Применение - финалы сонатно-симфонических циклов.

А Главная партия - основная тональность. Заканчивается четким кадансом в основной тональности. По форме: простая 2-х частная (Бетховен. Сонаты № 2, 4 (финал); простая 3-х частныя (Бетховен. Соната № 27); период (приближает форму рондо-сонаты к сонате) (Бетховен. Сонаты № 7, 8, 9, 11).

Связующая партия - менее развитая, чем в сонатной форме, но содержит те же этапы развития. Нередко вводится новая тема.

В Побочная партия - доминантовая тональность. Преимущественно, заканчивается четким кадансом в D тональности. Форма: простая двухчастная, период. Сравнительно краткая, простая, сдвиги отсутствуют.

Заключительная партия обычно заменяется рядом дополнений, переходящих в связку.

А Второе проведение темы главной партии в основной тональности (нередко неполное, перерастающее в связку с эпизодом).

С Эпизод - более глубокий по сравнению с предыдущими эпизодами контраст (напоминает трио или эпизод в сложной 3-х частной форме). Тональность - S-сфера. Структура - простые 2-х частная, 3-х частная, трех-пяти частная (авава), двойная трехчастная (ава1а2). Может перерастать в связку к репризе или присутствует самостоятельный доминантовый предыкт.

R - разработка. Моцарт. Соната № 9 (финал) - сочетание эпизода и разработки

Реприза

А - третье проведение главной партии варьируется, иногда пропускается.

В1 - побочная партия строго транспонируется без изменений тематизма. Основная тональность.

А - главная партия - точная; варьируется, превращаясь в связку к коде; иногда пропускается (при условиях использования этого материала в коде).

Кода

Начиная с Бетховена - необходима. Заключительный характер. Роль разработочности небольшая. Синтез тем рондо - сонаты.

Задания для практических работ

Моцарт. Соната № 8 Финал, Бетховен. Сонаты № 2, 7 (финалы), 3, 7, 9, 11, 15, 16, 4 - финалы, Моцарт. Скрипичная соната № 7, Бетховен. Скрипичные сонаты № 5, 2 (финал)