20.2 Свободные и смешанные формы
Получили распространение со второй четверти XIX века. Представляют собой одночастные (нециклические) формы, сочетающие в себе черты некоторых сложившихся типичных форм (например, сонатной и вариационной).
Применяются в симфонических поэмах, одночастных сонатах, концертах, увертюрах, фантазиях, рапсодиях, балладах и др.
Одна из причин их появления - стремление композиторов сделать музыкальную форму гибкой, способной более полно соответствовать индивидуальному содержанию произведения (часто программному). Большое распространение получают произведения, сочетающие черты лирики, драмы и эпоса (баллада), возникают новые сочетания форм, жанров, приемов развития, характерных для народной музыки со сложными формами и жанрами профессионального искусства (особенно в русской музыке).
Сочетание сонатности и вариационности.
Проникновение сонатности в вариационную форму:
у русских классиков двойные вариации часто строятся на двукратном сопоставлении крупных разделов (с возможной сменой тональности) и есть раздел, где более свободно развиваются обе темы. Таким образом, предпосылки сонатной формы становятся очевидными:
аа1а2а3… вв1в2в3… а4а5а6… в4в5в6…
I р. II р. R (а,в) IV р. V р.
контраст большее единство
В самом же развитии музыкального материала господствует вариационный метод («Камаринская» М. Глинки, «Исламей» М. Балакирева).
Иной характер соотношения вариационности и сонатности наблюдается в ряде крупных симфонических произведений Листа. В этих произведениях сонатная форма возникает из свободного варьирования, свободной трансформации не двух, а одной темы. Различные разделы сонатной формы (связующая партия, побочная партия, заключительная партия, разделы разработки, репризы) оказываются свободными вариациями главной темы. Контрастирование разделов при этом может быть сильным.
Принцип построения крупных разделов на преобразовании одной темы получил название монотематизма (Симфонические поэмы Ф. Листа «Тассо» и «Прелюды»).
Сочетание сонатной и циклической форм.
Стремление, с одной стороны, к конкретности и полноте воплощения различных характерных, ярко контрастирующих между собой образов, с другой, к единству, цельности композиции, к непрерывности развития приводит к появлению произведений, совмещающих в себе черты сонатного цикла и одночастной сонатной формы.
Роль медленной части цикла берет на себя:
1) либо медленный самостоятельный эпизод в разработке
2) либо побочная партия экспозиции, идущая в более медленном темпе, чем гл.п. и развитая до значения самостоятельной части (в репризе обычно резко сжимается).
Ф. Лист. Соната h moll
1 принцип: эпизод в разработке (Fis) - медленная часть,
начало репризы (фугато) - скерцо,
кода (Presto, Prestissimo) - черты финала.
2 принцип: Лист. Концерт для фортепиано с оркестром. Этот концерт является одновременно контрастно-составной формой.
Задания для практических работ
Моцарт. Фантазии, Шопен. Баллада № 2, Лист. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.
Список литературы.
Обязательная
1. Анализ вокальных произведений. Учебное пособие. - Л., 1988. - 352с.
2. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. - М., 1989.– 590с.
3. Способин И. Музыкальная форма. - М., 1984. - 400 с.
Дополнительная по отдельным темам
-
Арановский М. Симфонические искания: Проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 гг. Исследовательские очерки.- Л., 1979. - 287 с.
-
Берберов Р. Специфика структуры хорового произведения. - М., 1981. – 25 с.
-
Дулат-Алеев В. Структурные уровни в старинной двухчастной форме (К теории музыкальных форм эпохи барокко) // От Ars Nova к новой музыке: Вопросы теории музыки XIV – XX веков / Казан. Гос. Консерватория. – Казань, 2008. – с. 43-82
-
Задерацкий В. Музыкальная форма. Выпуск 1. - М.,1995. – 541 с.
-
Заднепровская, Г. Анализ музыкальных произведений: Учеб. пособие для студ. Муз.-пед училищ и колледжей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
-
Кюрегян, Т. Форма в музыке XVII – XX веков. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 344 с.
-
Лаврентьева, И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М., 1978. – 79 с.
-
Мазель, Л. Строение музыкальных произведений. – М.: Музыка, 1979. – 536 с.
-
Носина, В. Символика музыки Баха. - Москва, 2004. - 56 с.
-
Холопова, В. Теория музыки. - С. - Петербург, 2002. – 367 с.
-
Шаймухаметова, Л. Семантический анализ музыкальной темы. М., 1998. - 256 с.
Программы
1. Анализ музыкальных произведений. Программа-конспект для теоретических отделений музыкальных училищ. - М., 1974
2. Анализ музыкальных произведений. Программа-конспект для музыкальных училищ по специальностям № 2101 «Фортепиано», № 2102 «Струнные инструменты», № 2103 «Духовые и ударные инструменты», № 2104
«Народные инструменты», № 2105 «Пение», № 2106 «Хоровое дирижирование». - М., 1982
3. Анализ музыкальных произведений. Методические указания и контрольные задания для учащихся-заочников музыкальных училищ и училищ искусств по специальности № 2104 «Народные инструменты» и № 2103 «Духовые и ударные инструменты». - М., 1988.
1Термин Арановского
- Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений»
- Пояснительная записка
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 5 Фактура и фигурация
- Тема 6 Музыкальная тема. Мотив, фраза. Масштабно-тематические (синтаксические) структуры. Мигрирующие интонационные формулы.
- Тема 7 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 8 Простые формы. Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
- Тема 9. Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 10. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 11. Рондо и его исторические разновидности (Старинное рондо, рондо венских классиков, свободное рондо).
- Тема 12 Вариационная форма. Вариации на выдержанный бас. Строгие орнаментальные вариации. Свободные вариации. Вариации на выдержанную мелодию. Неоднотемные вариации.
- Тема 13 Сонатная форма.
- По тональному плану:
- По структуре:
- 13.2 Разработка
- Тема 14 Разновидности сонатной формы.
- Тема 15 Рондо-соната.
- Тема 16. Циклические формы.
- 16.3 Вокально-симфонический цикл
- Тема 17 Формы эпохи Барокко. Старинная двухчастная форма. Старинная сонатная форма.
- Тема 18.
- Тема 19. Опера.
- Тема 20. Контрастно-составные формы. Свободные и смешанные формы.
- 20.1 Контрастно-составные формы
- 20.2 Свободные и смешанные формы