Тема 16. Циклические формы.
Циклическая форма - форма из нескольких законченных контрастных частей, объединенных единством замысла.
Самостоятельность частей позволяет исполнять их по отдельности.
Отличие от сборника пьес: прямые и опосредованные связи частей: сюжетные, образные, тематические, структурные, жанровые (Ф. Шуберт. «Прекрасная мельничиха», М. Мусоргский. «Песни и пляски смерти»).
Циклы:
- сюита,
- сонатно-симфонический цикл,
- вокальный цикл,
- крупный вокально-симфонический цикл.
16.1 Сюита
-
Старинная сюита XVII века,
-
Сюита первой половины XVIII века,
-
Новая сюита XIX - XX века
1. Старинная сюита
Связь с бытовой танцевальной музыкой. Оформление принципа темпового контраста в последовании частей (быстро-медленно). Оформление типа сюиты из 4-х танцев.
-
аллеманда («немецкий») - степенно-серьезный, умеренно-медленный, двухдольный хороводный танец-шествие.
-
Куранта (от итальянского corrеnte - «текуче») - более живой трехдольный сольный танец (обычно исполнялась двумя танцорами).
-
Сарабанда - танец испанского происхождения, ставший в XVII веке торжественным придворным танцем в разных странах Европы. У Баха и Генделя сарабанда - медленный трехдольный танец. Ритмическая особенность - остановка на второй доле такта (3/2 ). Характерны значительность, величественность, нередко мрачно-патетический характер.
-
Жига - быстрый танец ирландского происхождения. Характерна трехдольность движения (6/8 12/8 12/16), фугированное изложение.
«Необязательные» номера: дубль, менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез, ария, вступительная пьеса перед аллемандой (прелюдия, увертюра). Характерно тональное единство и усиление контрастов к концу. «Партита» - итальянское название сюиты. «Сюита» - «последовательность».
2. Сюита первой половины XVIII века.
Гайдн, Моцарт (серенады, дивертисменты, кассации).
Характерен отказ от танцевальности в чистом виде (приближение к сонатно-симфоническому циклу, использование сонатного allegro). Отсутствие заданного количества частей (несколько медленных, чередующихся с менуэтами).
3. Новая сюита XIX - XX веков.
Широкие жанровые связи, влияние программности.
сюиты миниатюр (А. Бородин. «Маленькая сюита», М. Равель. «Гробница Куперена», «Ночной Гаспар»).
Сюиты, приближающиеся к сонатно-симфоническлму циклу (Н. Римский-Корсаков. «Шехеразада», П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра).
Сюиты из опер, балетов, кинофильмов, музыки к драматическим спектаклям (Чайковский, Равель, Прокофьев, Свиридов).
Сюита, основанная на фольклорном материале (А. Эшпай. «Песни луговых мари», Тормис. «Эстонские календарные песни»).
16.2 Сонатно-симфонический цикл
Глубина содержания, сложность и диалектичность развития, цельность композиции. Создан венскими симфонистами (классический образец).
1) четырехчастный цикл (соната, симфония, квартет)
2) трехчастный цикл (соната, концерт). Совмещение в финале черт скерцо и финала.
-
сонатное allegro (основная тональность) - «человек действующий»;
-
медленная часть (S сфера, одноименная тональность) - «человек отдыхающий»;
-
менуэт (скерцо) (основная тональность) - «человек играющий»;
-
финал (быстрый, жанровый) (основная или одноименная тональность) - «человек и социум»
XIX - XX вв. - усиление тематических и образных связей в цикле:
-
использование принципа лейтмотивности (П. Чайковский. Симфония № 4, Скрипичная соната № 3, Д. Шостакович. Симфония № 5)
-
использование тем предыдущих частей в финале (А. Скрябин. Симфония № 3, С. Прокофьев. Симфонии № 5, 7).
В произведениях эпического характера в сопоставлении частей - принцип контраста - сопоставления.
Иное количество частей в цикле: большее (Л. Бетховен. Симфония № 6, Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония» (6 ч.), А. Скрябин. Симфонии № 1, 2), меньшее (Ф. Шуберт. Скрипичная соната № 4, «Неоконченная симфония»), одночастная соната и симфония (Ф. Лист, А. Скрябин).
- Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений»
- Пояснительная записка
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 5 Фактура и фигурация
- Тема 6 Музыкальная тема. Мотив, фраза. Масштабно-тематические (синтаксические) структуры. Мигрирующие интонационные формулы.
- Тема 7 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 8 Простые формы. Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
- Тема 9. Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 10. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 11. Рондо и его исторические разновидности (Старинное рондо, рондо венских классиков, свободное рондо).
- Тема 12 Вариационная форма. Вариации на выдержанный бас. Строгие орнаментальные вариации. Свободные вариации. Вариации на выдержанную мелодию. Неоднотемные вариации.
- Тема 13 Сонатная форма.
- По тональному плану:
- По структуре:
- 13.2 Разработка
- Тема 14 Разновидности сонатной формы.
- Тема 15 Рондо-соната.
- Тема 16. Циклические формы.
- 16.3 Вокально-симфонический цикл
- Тема 17 Формы эпохи Барокко. Старинная двухчастная форма. Старинная сонатная форма.
- Тема 18.
- Тема 19. Опера.
- Тема 20. Контрастно-составные формы. Свободные и смешанные формы.
- 20.1 Контрастно-составные формы
- 20.2 Свободные и смешанные формы