Тема 13 Сонатная форма.
Наиболее сложная и богатая по выразительным возможностям:
-
воплощение процесса развития, качественное изменение образов;
-
отражение в особенностях формы общих законов мышления;
-
широта образного диапазона.
Классические образцы созданы венскими симфонистами; XIX - XX в. - эволюция формы. Модификации в современной музыке.
Универсальное применение форма нашла, главным образом, в инструментальной музыке. Реже используется в вокальной сольной, очень редко в ансамблевой и хоровой.
Сонатная форма - форма, в первом (экспозиционном) изложении основанная на тональном контрасте двух основных тем, который после разработки снимается в репризе благодаря перенесению второй темы в основную тональность или большему ее приближению к основной тональности.
Соната - циклическое или одночастное самостоятельное произведение.
Сонатное allegro - термин, применимый преимущественно к быстрым первым частям и финалам циклов.
Сонатность - наличие черт сонатной формы.
Партия - основная составная часть разделов сонатной формы (например, экспозиции)
Тема - экспонированный индивидуализированный материал, основание развиваемого образа.
Партия может основываться на нескольких темах (1-я и 2-я темы побочной партии).
3 основных раздела сонатной формы:
-
экспозиция
-
разработка
-
реприза
Начиная с Бетховена:
-
развитая кода.
13.1 Вступление
Во многих произведениях отсутствует (сонаты Моцарта, камерные сочинения).
Вносит темповый контраст к главной партии.
Типы вступлений:
-
контрастно-оттеняющее. Назначение - контрастное оттенение появления гл.п. (Й. Гайдн. Лондонские симфонии),
-
подготавливающее - формирование черт сонатного allegro (тематизма, характера движения, иногда тональности (П. Чайковский. Симфония № 6, 1 часть),
-
вступление, содержащее лейтмотив (П. Чайковский. Симфония № 4, А. Скрябин. Симфония № 3, Ф. Лист. Соната h moll).
Возможно сочетание разных типов (Л. Бетховен. 8 соната)
Экспозиция
9.1 Экспозиция - модулирующий первый раздел сонатной формы, содержащий изложение основных партий: главной (с примыкающей к ней связующей) и побочной (с примыкающей к ней заключительной). В большинстве сонатных форм второй половины XVIII - начала XIX в. экспозиция повторяется (исключение - увертюры, Л. Бетховен. Соната № 23). В более поздних образцах - отказ от повторения экспозиции с целью создания непрерывности развития.
Главная партия.
Главная партия (однотемная) - построение, выражающее главную музыкальную мысль. У венских классиков - концентрированность содержания и сжатость изложения. Дает импульс к дальнейшему развитию.
Характерные черты: действенный характер, инструментальная мотивная чеканность.
Выявление основной тональности (главная партия не модулирует).
XIX - XX вв. - пространные главные партии. Используются напевные лирические темы (Шуберт, Брамс, Глазунов).
Главные партии по тематизму:
а) однородные, развивающие один или несколько неконтрастных мотивов (В. Моцарт. Симфония № 40,ч.1 , Ф. Шопен. Соната b moll ,ч.1, П. Чайковский. Симфония № 4,ч.1)
б) контрастные, основанные на двух (В. Моцарт. Соната № 14 c moll, ч.1, А. Бородин. Симфония № 2,ч.1) или трех мотивах или мотивных группах (Л. Бетховен. Сонаты № 17, 23).
Главные партии по степени замкнутости:
а) замкнутые каденцией на тонике (В. Моцарт. Соната № 12, ч.1);
б) разомкнутые, завершающиеся D (В. Моцарт. Симфония № 40, ч.1, Л. Бетховен. Соната № 18).
Главные партии по структуре:
а) период
б) предложение (в тех случаях, когда связующая партия начинается подобно второму предложению – Л. Бетховен. Соната № 1, ч.1, В. Моцарт. Симфония № 40, ч.1)
XIX - XX вв. - простые формы: трехчастная (П. Чайковский. Симфония № 4, ч.1), реже трехчастная (М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»).
Связующая партия.
Тональный и тематический переход от главной к побочной партии.
Характерны слитность, отсутствие периодов, предложений.
Три логических этапа в развитии связующей партии:
-
продолжение главной партии,
-
переход,
-
подготовка побочной партии.
По тематизму:
-
1. материал главной партии,
-
2. его переработка,
-
3. формирование интонаций побочной партии. (Л. Бетховен. Соната № 1, ч.1)
Возможно введение новой темы («промежуточная тема». В. Моцарт. Соната № 14).
По тональному плану:
-
основная тональность,
-
модуляция,
-
предыкт на D к тональности побочной партии.
Первая кульминация формы. Протяженные связующие партии в произведениях драматического характера (П. Чайковский. Симфония № 6, ч.1), небольшие или вовсе отсутствуют при интенсивно развивающейся главной партии.
Побочная партия.
Содержит образный, тональный, тематический, структурный контраст к главной партии. Более певучая тема с менее активным движением.
По тематизму побочные партии:
-
излагают новую тему,
-
мотивно связаны с темой главной партии (производный контраст: Л. Бетховен. Сонаты № 5, 23, Ф. Лист. Соната h moll).
Случаи однотемной сонаты: В. Моцарт. Соната № 18 B dur.
-
две или три темы, как результат проявления свободы и образной сложности (П. Чайковский. Симфония № 4,ч. 2 , В. Моцарт. Соната № 12, Л. Бетховен. Соната № 7, ч. 3).
- Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений»
- Пояснительная записка
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 5 Фактура и фигурация
- Тема 6 Музыкальная тема. Мотив, фраза. Масштабно-тематические (синтаксические) структуры. Мигрирующие интонационные формулы.
- Тема 7 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 8 Простые формы. Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
- Тема 9. Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 10. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 11. Рондо и его исторические разновидности (Старинное рондо, рондо венских классиков, свободное рондо).
- Тема 12 Вариационная форма. Вариации на выдержанный бас. Строгие орнаментальные вариации. Свободные вариации. Вариации на выдержанную мелодию. Неоднотемные вариации.
- Тема 13 Сонатная форма.
- По тональному плану:
- По структуре:
- 13.2 Разработка
- Тема 14 Разновидности сонатной формы.
- Тема 15 Рондо-соната.
- Тема 16. Циклические формы.
- 16.3 Вокально-симфонический цикл
- Тема 17 Формы эпохи Барокко. Старинная двухчастная форма. Старинная сонатная форма.
- Тема 18.
- Тема 19. Опера.
- Тема 20. Контрастно-составные формы. Свободные и смешанные формы.
- 20.1 Контрастно-составные формы
- 20.2 Свободные и смешанные формы