Тема 5 Фактура и фигурация
Factura - обработка (от facio - делаю - лат.) - строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Синонимы: «письмо» («Подвижной контрапункт строгого письма» С. Танеева), «склад» (полифонический, гомофонный, хоральный), «сложение, изложение» (например, оркестровое изложение), «музыкальная ткань».
Виды фактур в хронологическом порядке:
монодия,
органум (диафония),
подголосочность,
гетерофония,
имитационная полифония,
разнотемная и контрастная полифония,
гомофония,
аккордовый склад,
гомофонно-полифонический склад,
полифония пластов,
пуантилизм,
сверхмногоголосие.
Полифония пластов - частный вид многоголосия, в котором конрапунктируют многозвучные аккордовые пласты. Каждая контрапунктирующая партия мыслится как многозвучный голос. Приводит к «сверхмногоголосию» (XX в., В. Лютославский, К. Пендерецкий).
Пуантилизм (XX в.) - фактура, в основном полифоническая, как бы распыленная на звукоточки (микромотивы, быстрая смена тембров, широкие мелодические скачки. В вокальных партиях - расчленение слов на слоги, слогов на звуки. Примеры: Октет Дворников из II действия оперы «Нос» Д. Шостаковича, музыка К. Штокхаузена и П. Булеза, Л. Ноно, поздний И. Стравинский, Э. Денисов, Б. Тищенко).
Сверхмногоголосие - полифоническая фактура, включающая большее количество голосов, чем может охватить наше восприятие (от 8 - 10 до 80 голосов). При звучании 20 - 80 голосов партии теряют свою индивидуализированность, многоголосие превращается в монолитную, темброво - фактурную краску сонорного типа. Появилось в европейской музыке в начале 60-х годов одновременно у Д. Лигети («Атмосферы») и К. Пендерецкого («Трен памяти жертв Хиросимы»). В советской музыке «Живопись» для оркестра Э. Денисова, «Поэтория Р. Щедрина.
Фактурный рисунок голосов образуют фигурации и дублировки. Явление получило интенсивное развитие в инструментализме барокко и классицизма, ярко обозначилось в раннем клавирном стиле. В музыке XIX века рисунок фактуры определял уникальность, неповторимость произведения и заимствование фактурного приема было бы плагиатом. Родоначальник неповторимых фактурных рисунков - Шопен. Велики достижения в изобретении музыкально - живописных фактур Вагнера, Мусоргского, Римского - Корсакова, Скрябина, Дебюсси, Равеля, Прокофьева, Стравинского, Бартока.
Фигурация - (от figurare - придавать вид или форму, образовывать, делать - лат.) - фактурный рисунок голосов, имеющий три чистых вида (гармоническая, мелодическая, ритмическая) и многочисленные смешанные виды.
Гармоническая фигурация - движение по аккордовым звукам.
Мелодическая фигурация - неаккордовые звуки (проходящие, вспомогательные, задержания, предъемы, камбиата). Характерна повторяемость звеньев фактурного рисунка.
Ритмическая фигурация - повторение в каком-нибудь ритме (остинатные ритмические рисунки) одного звука, гармонического интервала или аккорда.
Фигурирование - специфика вариационного метода развития и вариационных форм (строгие орнаментальные или фигурационные вариации).
Местоположение фигураций.
Гармоническая фигурация в фактуре - обыгрывание гармонических голосов и баса (Ф. Шопен. Прелюдия №1, Этюд №11 (ор.25 №1) As dur. Гармоническая фигурация широко применяется в бытовой и изобразительной музыке («Садко» Н. Римского - Корсакова. Вступление к опере). В русской музыке фигурация имитирует колокольные звоны (Сцена коронации из «Бориса Годунова» М. Мусоргского, «Тема малинового звона» в «Китеже» Н. Римского - Корсакова).
Мелодическая фигурация, в основном, входит в мелодический голос (Этюды и этюдообразные прелюдии Ф. Шопена, сценическая и программная музыка русских композиторов («Полет шмеля», тема Рассказа Шехеразады Н. Римского-Корсакова, «Лиможский рынок» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского). Фигурированная мелодия предполагает избыточность неаккордовых звуков. Орнаментированная фигура должна повторяться (Рассказ Шехеразады).
Равномерная ритмическая фигурация - часто аккомпанемент к романсам (Р. Шуман «Я не сержусь») и претворений вокальной музыки в инструментальной («Мелодия» С. Рахманинова), отдельные характерные темы («Тема лебедей» из «Садко», М. Равель «Виселица»).
Дублировки
Дублировка - удвоение мелодии каким либо интервалом или созвучием. Применяется, преимущественно, в главном голосе, но может быть и в мелодически развитых других голосах.
Синонимы - «параллелизм», «фактурное наслоение», «колористическое наслоение», «удвоение мелодии», «ленточное голосоведение», «комплексная лента», «многоголосная мелодия - комплекс», «этажные повторения».
Интервальные дублировки - часто октавные («Киарина» Р. Шумана), многооктавные (Д. Шостакович. Симфония №7, часть I главная партия). Квинтовые и квартовые - старинное двухголосие («органум») – К. Дебюсси («Затонувший собор»), Равель, Барток (Фортепианный концерт №2 - пять квинт по вертикали). Сексты (Ф. Шопен Вальс ор34 №1 As dur, Б. Барток. Менуэт). Диссонирующие интервалы - XX век (А. Скрябин 3 этюда ор.65, «Ах вы, сени, мои сени» из «Петрушки» И. Стравинского, лейтмотив Петрушки (политональность С - Fis).
Фактурные функции голосов
монодия = мелодия,
органум (диафония) - дублировка мелодии в квинту и в кварту (грегорианский хорал),
подголосочная полифония - главный голос (основной вариант мелодии) и подголосок (Andante cantabile из I квартета Чайковского),
гетерофония - два равноправных голоса, представляющих варианты друг друга (Песня донских казаков «Что на службу идти»),
имитационная полифония - proposta и risposta, «вождь» и «спутник», «тема» и «ответ». Один голос главный («тема», «вождь»), другой подчиненный («ответ», «спутник») при тематической тождественности,
контрастная (разнотемная) полифония - контрапункты либо соподчинены, либо равноправны: европейские музыкальные жанры XII - XIV веков (многоголосный органум, кондукт, мотет, баллада, гокет), раннее русское многоголосие (строчное пение),
гомофония - 1. мелодия (главный голос)
2. бас
3. гармонические голоса (побочные)
Аккордовый склад - 1. бас
2. гармонические голоса,
Гомофонно - полифонический склад - 1. главный голос
2. побочные голоса
а) контрапункт мелодизированный
б) контрапункт фигурационный
в) имитирующий голос
г) подголосок
д) гармонический звук или голос
е) органный пункт (педаль)
ж) дубрировка
з) характеристический голос или пласт (ярко индивидуальный по фактурному рисунку, часто с чертами программной изобразительности, составляющий образный контрапункт (Прелюдия №6 Ф. Шопена - «си» в верхнем голосе, «Виселица» М. Равеля - «си бемоль» - idée fixe, трагическое остинато «Шагов на снегу» К. Дебюсси, фигурации фортепиано в начале второй части 2 фортепианного концерта С. Рахманинова,
пуантилизм - одномоментные мотивы-точки, «точка против точки» (Октет дворников из 5 картины (II д.) оперы «Нос» Д. Шостаковича. 8 дворников дают разные объявления, не слушая друг друга, расчленяя с бессмысленным автоматизмом тексты на слоги (двойной восьмиголосный канон),
в сверхмногоголосии - функция отдельной партии - микрополифонический голос (имитационный, контрапунктирующий или вариантный),
в полифонии пластов - полифония тембровых пластов.
Задания для практических работ
Анализ дублировок: Стравинский. «Петрушка» («Ах вы, сени, мои сени»), Скрябин 3 Этюда ор 65, Дебюсси «Затонувший собор», Шуман «Киарина», Шопен Вальс ор.43 №1 As dur;
Анализ фигураций: Моцарт Соната №11 А dur,ч. I.
Определение типа фактуры и функций голосов: Бетховен. Соната №2, ч.II.
- Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений»
- Пояснительная записка
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 5 Фактура и фигурация
- Тема 6 Музыкальная тема. Мотив, фраза. Масштабно-тематические (синтаксические) структуры. Мигрирующие интонационные формулы.
- Тема 7 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 8 Простые формы. Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
- Тема 9. Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 10. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 11. Рондо и его исторические разновидности (Старинное рондо, рондо венских классиков, свободное рондо).
- Тема 12 Вариационная форма. Вариации на выдержанный бас. Строгие орнаментальные вариации. Свободные вариации. Вариации на выдержанную мелодию. Неоднотемные вариации.
- Тема 13 Сонатная форма.
- По тональному плану:
- По структуре:
- 13.2 Разработка
- Тема 14 Разновидности сонатной формы.
- Тема 15 Рондо-соната.
- Тема 16. Циклические формы.
- 16.3 Вокально-симфонический цикл
- Тема 17 Формы эпохи Барокко. Старинная двухчастная форма. Старинная сонатная форма.
- Тема 18.
- Тема 19. Опера.
- Тема 20. Контрастно-составные формы. Свободные и смешанные формы.
- 20.1 Контрастно-составные формы
- 20.2 Свободные и смешанные формы