logo
Программа по анализу для теоретиков (Измененная

Тема 18.

Вокальные формы.

Простые формы в романсах: первый период - более свободный, неквадратный, часто заканчивается серединной каденцией (Чайковский. «Нет, только тот, кто знал»). Середина - меньшая свобода, менее выражен серединный тип изложения (частые модуляции трудны для голоса, стихотворная структура не позволяет большей дробности, чем в первом периоде (Простая трехчастная - Даргомыжский. «Песнь Лауры» № 1).

Часто текст не позволяет ввести репризу, отсюда частое использование в романсах в качестве самостоятельной простой двухчастной безрепризной формы (Даргомыжский. «Юноша и дева», «Я помню глубоко»).

Куплетная форма - форма из нескольких проведений подряд одного и того же музыкального построения с разным словесным текстом. Куплеты - повторяемые с различным текстом сходные музыкальные построения. Повторение может быть точным, может быть с изменениями, варьированным. Господствует в народном песенном творчестве, в массовой песне, часто встречается в романсах. Разновидности:

а) куплетная форма без припева - текст авсdеf; музыка аааааа

б) куплетная форма с припевом - текст авсвdв; музыка ававав

Форма куплета: период (Даргомыжский «Я Вас любил»), простая двухчастная (Глинка «Не искушай», «Венецианская ночь»).

Форма припева: период, несколько фраз, изредка простая двухчастная форма (Новиков «Гимн демократической молодежи мира»). В массовой песне: куплет (период) + припев (период) = простая двухчастная форма.

Часто - вариационные изменения в куплетах. С усилением вариационных изменений появляются соответственно: куплетно-вариационная, куплетно-вариантная (вариантно-строфическая), строфическая формы. Две последние приближаются к сквозной.

Куплетно-вариационная: сходство с куплетной, варьирование незначительное, преимущественно связанное с изменениями фактуры аккомпанемента.

Куплетно-вариантная - существенные преобразования не только фактуры и характера сопровождения, но и самой мелодии, ее характера и интонационного содержания. Неизменным или почти неизменным может оставаться только начало куплета.

Строфическая - форма, которая состоит из ряда частей - разделов, соответствующих разделам-строфам поэтического текста и различных по музыке (объединяет некоторое интонационное, ритмическое родство).

Сквозная - основанная на принципе непрерывного обновления музыкального материала или его сквозном развитии (в соответствии с движениями текста, его сюжетной и психологической линией). Способна отразить детали поэтического текста; широко используются картинно-живописные возможности музыки. Представлена в жанре романтической баллады.

Разновидности:

сквозная строфическая - подход к тексту наименее детализирован, музыка в пределах раздела сохраняет единый образ, обобщающий характер строфы в целом (Шуберт. «Лесной царь», «Желание», «Скиталец», «Предчувствие воина», Мусоргский. «Гопак», Рахманинов. «Судьба»);

сквозная нестрофическая - принцип последования коротких, разомкнутых музыкальных построений как результат более детального следования за текстом (текст авсd, музыка авсd: Лист. «Горы все объемлет покой», Мусоргский. «Колыбельная», «Песни и пляски смерти», Рахманинов. «Вчера мы встретились»).

Задания для практических работ.

Даргомыжский. «Я Вас любил», Глинка. «Не искушай», Римский-Корсаков. «Снегурочка» Вторая песня Леля, Чайковский. «То было раннею весной», Шуберт. «Юноша у ручья», Рахманинов. «Судьба».