20.1 Контрастно-составные формы
Располагаются в систематике композиционных структур между одночастными (нециклическими) и циклическими формами. Родство с циклическими: в обоих случаях налицо последовательность нескольких контрастирующих частей. С одночастными - отсутствие перерывов между частями и невозможность рассматривать эти части как относительно самостоятельные пьесы, допускающие отдельное исполнение.
Контрастно-составная - форма, состоящая из нескольких контрастирующих частей, во многом подобных частям циклической формы, но менее самостоятельных, идущих без перерывов и по степени своего слияния в одно целое образующих форму, близкую к одночастной (нециклической).
Могут содержать две, три, четыре или более частей, иметь или не иметь репризу. Встречаются в различных жанрах - инструментальных (от симфонии или сонаты до попурри), вокальных, сценических - в разные исторические периоды. Существовали уже в XVII веке в жанре концертной фантазии.
В инструментальном творчестве Баха типичной двухчастной контрастно-составной формой является форма токкаты и фуги, но не прелюдии и фуги, образующей двухчастный цикл.
Яркий пример – В. Моцарт. Фантазия с moll, предшествующая сонате.
По своей роли в цикле части неравноправны: одни - более зависимые, другие ведущие. Некоторые части имеют характер вступления, эпилога, послесловия, интермедии, например прелюдия и фуга (Шостаковича, Щедрина), каватина и рондо.
Объединяющим фактором для цикла является реприза: два вида контрастно-составных форм: а) репризные; б) безрепризные (полифонические циклы). Возможна темповая, фактурная, тематическая реприза (Л. Бетховен. Соната № 31).
Контрастно-составные формы классифицируются по количеству частей:
-
Тип медленно-быстро: М. Глинка. Ария Руслана, 4 Соната А. Скрябина.
Двухчастные контрастно-составные формы. Встречается чаще в циклических композициях, где 1 и 2 части идут без перерыва (attaca), или есть связки (Д. Шостакович. Квинтет g moll, Л. Бетховен. Соната № 31 (Arioso dolente и фуга).
-
Трехчастные контрастно-составные формы: репризные и безрепризные (3 баллада Ф. Шопена - эпизод As dur), «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П. Чайковского, Песня «Весенний сон» Ф. Шуберта).
-
Многочастная контрастно-составная форма. Бетховен. Квартет № 14 cis moll, Шостакович. Квартет № 15 (5 частей attaca), «Кончерто-гроссо» А. Шнитке (6 частей attaca), 11 симфония и 8 квартет Шостаковича.
-
Контрастно-составная форма слитно-сюитного типа (каприччио, рапсодии). Части объединяются по тематизму, жанру (быстрые с быстрыми, медленные с медленными).
У Моцарта контрастно-составную форму представляют собой финалы действий опер.
- Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений»
- Пояснительная записка
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 5 Фактура и фигурация
- Тема 6 Музыкальная тема. Мотив, фраза. Масштабно-тематические (синтаксические) структуры. Мигрирующие интонационные формулы.
- Тема 7 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 8 Простые формы. Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
- Тема 9. Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 10. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 11. Рондо и его исторические разновидности (Старинное рондо, рондо венских классиков, свободное рондо).
- Тема 12 Вариационная форма. Вариации на выдержанный бас. Строгие орнаментальные вариации. Свободные вариации. Вариации на выдержанную мелодию. Неоднотемные вариации.
- Тема 13 Сонатная форма.
- По тональному плану:
- По структуре:
- 13.2 Разработка
- Тема 14 Разновидности сонатной формы.
- Тема 15 Рондо-соната.
- Тема 16. Циклические формы.
- 16.3 Вокально-симфонический цикл
- Тема 17 Формы эпохи Барокко. Старинная двухчастная форма. Старинная сонатная форма.
- Тема 18.
- Тема 19. Опера.
- Тема 20. Контрастно-составные формы. Свободные и смешанные формы.
- 20.1 Контрастно-составные формы
- 20.2 Свободные и смешанные формы