logo
Программа по анализу для теоретиков (Измененная

20.1 Контрастно-составные формы

Располагаются в систематике композиционных структур между одночастными (нециклическими) и циклическими формами. Родство с циклическими: в обоих случаях налицо последовательность нескольких контрастирующих частей. С одночастными - отсутствие перерывов между частями и невозможность рассматривать эти части как относительно самостоятельные пьесы, допускающие отдельное исполнение.

Контрастно-составная - форма, состоящая из нескольких контрастирующих частей, во многом подобных частям циклической формы, но менее самостоятельных, идущих без перерывов и по степени своего слияния в одно целое образующих форму, близкую к одночастной (нециклической).

Могут содержать две, три, четыре или более частей, иметь или не иметь репризу. Встречаются в различных жанрах - инструментальных (от симфонии или сонаты до попурри), вокальных, сценических - в разные исторические периоды. Существовали уже в XVII веке в жанре концертной фантазии.

В инструментальном творчестве Баха типичной двухчастной контрастно-составной формой является форма токкаты и фуги, но не прелюдии и фуги, образующей двухчастный цикл.

Яркий пример – В. Моцарт. Фантазия с moll, предшествующая сонате.

По своей роли в цикле части неравноправны: одни - более зависимые, другие ведущие. Некоторые части имеют характер вступления, эпилога, послесловия, интермедии, например прелюдия и фуга (Шостаковича, Щедрина), каватина и рондо.

Объединяющим фактором для цикла является реприза: два вида контрастно-составных форм: а) репризные; б) безрепризные (полифонические циклы). Возможна темповая, фактурная, тематическая реприза (Л. Бетховен. Соната № 31).

Контрастно-составные формы классифицируются по количеству частей:

  1. Тип медленно-быстро: М. Глинка. Ария Руслана, 4 Соната А. Скрябина.

Двухчастные контрастно-составные формы. Встречается чаще в циклических композициях, где 1 и 2 части идут без перерыва (attaca), или есть связки (Д. Шостакович. Квинтет g moll, Л. Бетховен. Соната № 31 (Arioso dolente и фуга).

  1. Трехчастные контрастно-составные формы: репризные и безрепризные (3 баллада Ф. Шопена - эпизод As dur), «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П. Чайковского, Песня «Весенний сон» Ф. Шуберта).

  2. Многочастная контрастно-составная форма. Бетховен. Квартет № 14 cis moll, Шостакович. Квартет № 15 (5 частей attaca), «Кончерто-гроссо» А. Шнитке (6 частей attaca), 11 симфония и 8 квартет Шостаковича.

  3. Контрастно-составная форма слитно-сюитного типа (каприччио, рапсодии). Части объединяются по тематизму, жанру (быстрые с быстрыми, медленные с медленными).

У Моцарта контрастно-составную форму представляют собой финалы действий опер.