logo
Программа по анализу для теоретиков (Измененная

Пояснительная записка

Анализ музыкальных произведений - последняя по времени прохождения и обобщающая по содержанию часть цикла теоретических дисциплин: здесь рассматриваются произведения всех эпох и жанров.

Музыкальное произведение следует рассматривать в связи с жанром, стилем композитора и стилем эпохи. Цель курса - привить учащимся навыки анализа музыкальных произведений в единстве формы и содержания, научить понимать выразительную роль элементов музыкальной речи в их смысловом взаимодействии, научить оценивать особенности композиции произведения в его исторической и стилистической определенности и тем самым вникать в замысел композитора. Анализ дает способы объективного эстетического суждения о музыке. Таким путем решается задача художественного воспитания молодых музыкантов.

Тематический план данной рабочей программы составлен на основе действующих типовых программ по анализу музыкальных произведений («Анализ музыкальных произведений». Программа - конспект для музыкальных училищ по специальностям №2101 «Фортепиано», №2102 «Струнные инструменты», №2103 «Духовые и ударные инструменты» , №2104 «Народные инструменты», №2105 «Пение», №2106 «Хоровое дирижирование» - Москва, 1982, «Анализ музыкальных произведений». Программа - конспект для теоретических отделений музыкальных училищ. - Москва, 1974). Рабочая программа также выполнена в виде программы - конспекта. В конце каждой темы предлагаются задания для практических работ. В зависимости от конкретных условий (наличия нот, степени подготовленности учащихся) преподаватель может варьировать задания, используя предложенные примеры для анализа в классе, домашних заданий и контрольных работ. В данной программе в целом выдержан традиционный порядок следования тем, за исключением тем второго семестра. Изучение форм эпохи Барокко представляется более целесообразным после освоения классической сонатной формы, а не до нее. Практический опыт работы показывает, что студенты легче воспринимают старинные формы в сравнении с классическими. Из соображений постепенности усложнения материала вокальные формы изучаются перед более сложными контрастно - составными, свободными и смешанными формами, оперой.

Более существенные изменения коснулись материала первого семестра. Кроме музыкальных жанров, первая тема включает понятие музыкальной формы в тесном и широком смыслах, затрагиваются вопросы соотношения содержания и формы, музыкальной драматургии, стиля в музыке. Введена ранее не изучавшаяся тема «Фактура и фигурация». Умение разбираться в музыкальных складах, типах фактуры, фактурных рисунках, различать функции голосов, различные виды фигурации, владение существующей терминологией существенно облегчает выполнение практических работ. Тема №2 «Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения» включает в данной программе так же понятие о принципах развития в музыкальной ткани. Благодаря этому студенты яснее представляют внутреннюю организацию музыкальной формы, происходящие в ней процессы. В тему № 6 «Музыкальная тема. Мотив, фраза. Синтаксические структуры» добавлена информация о наиболее распространенных «мигрирующих интонационных формулах» (термин М.Г. Арановского), что облегчает задачу анализа содержания музыки. В связи с этим несколько изменилась часовая сетка.

Курс рассчитан на один год; в конце первого семестра предусмотрен контрольный урок (в виде теста по теоретическому материалу и целостного анализа одного произведения устно), в конце второго - экзамен (в виде ответа по билету, включающему теоретический вопрос и целостный анализ одного произведения).

Программа может быть использована самими учащимися в качестве опорного конспекта, тем самым экономится время на уроке, появляется возможность больше внимания уделить практическим работам.

Тематический план

Объем 72 часа

Наименование предметов и тем

Максимальная учебная нагрузка

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего

В том числе

Практические занятия

Контрольные работы

VII семестр

132

32

31

1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.

2

2. Принципы развития в музыкальной ткани. Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения.

2

3. Мелодия.

2

4. Метр и ритм.

2

5. Фактура и фигурация.

2

6. Музыкальная тема. Мотив, фраза. Масштабно-тематические (синтаксические) структуры. Мигрирующие интонационные формулы.

2

7. Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды (8)

4

1

8. Простые формы (8)

8.1. Простая 2-х частная форма.

2

8.2. Простая 3-х частная форма.

2

1

9. Сложные формы (3)

9.1. Сложная 3-х частная форма.

2

1

9.2. Сложная 2-х частная форма.

1

10.Промежуточные формы. Концентрическая форма (1)

10.1. Промежуточные формы.

0.5

10.2. Концентрическая форма.

0.5

11. Рондо и его исторические разновидности (6)

11.1. Старинное рондо.

2

11.2. Рондо венских классиков

2

11.3. Послеклассическое (свободное рондо).

2

Контрольный урок

2

32

VIII семестр

40

12. Вариационная форма (4)

12.1. Вариации на выдержанный бас (вasso ostinato).

1

12.2. Строгие орнаментальные вариации.

1

12.3. Свободные вариации.

1

12.4.Вариации на выдержанную мелодию (soprano ostinato).

0,5

12.5. Неоднотемные вариации.

0,5

13. Сонатная форма (12)

15

13.1. Вступление. Экспозиция.

6

2

13.2. Разработка.

4

13.3. Реприза. Кода.

2

2

14. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки (4).

4

2

15. Рондо-соната.

4

16. Циклические формы (2).

16.1. Сюита.

1

16.2. Сонатно-симфонический цикл.

0,5

16.3.Вокально-симфонический цикл.

0,5

17.Формы эпохи Барокко. Старинная двухчастная форма, старинная сонатная форма.

4

18. Вокальные формы.

4

3

19. Опера.

2

20.Контрастно-составные формы. Свободные и смешанные формы.

4

3

ВСЕГО:

40

21