Пояснительная записка
Анализ музыкальных произведений - последняя по времени прохождения и обобщающая по содержанию часть цикла теоретических дисциплин: здесь рассматриваются произведения всех эпох и жанров.
Музыкальное произведение следует рассматривать в связи с жанром, стилем композитора и стилем эпохи. Цель курса - привить учащимся навыки анализа музыкальных произведений в единстве формы и содержания, научить понимать выразительную роль элементов музыкальной речи в их смысловом взаимодействии, научить оценивать особенности композиции произведения в его исторической и стилистической определенности и тем самым вникать в замысел композитора. Анализ дает способы объективного эстетического суждения о музыке. Таким путем решается задача художественного воспитания молодых музыкантов.
Тематический план данной рабочей программы составлен на основе действующих типовых программ по анализу музыкальных произведений («Анализ музыкальных произведений». Программа - конспект для музыкальных училищ по специальностям №2101 «Фортепиано», №2102 «Струнные инструменты», №2103 «Духовые и ударные инструменты» , №2104 «Народные инструменты», №2105 «Пение», №2106 «Хоровое дирижирование» - Москва, 1982, «Анализ музыкальных произведений». Программа - конспект для теоретических отделений музыкальных училищ. - Москва, 1974). Рабочая программа также выполнена в виде программы - конспекта. В конце каждой темы предлагаются задания для практических работ. В зависимости от конкретных условий (наличия нот, степени подготовленности учащихся) преподаватель может варьировать задания, используя предложенные примеры для анализа в классе, домашних заданий и контрольных работ. В данной программе в целом выдержан традиционный порядок следования тем, за исключением тем второго семестра. Изучение форм эпохи Барокко представляется более целесообразным после освоения классической сонатной формы, а не до нее. Практический опыт работы показывает, что студенты легче воспринимают старинные формы в сравнении с классическими. Из соображений постепенности усложнения материала вокальные формы изучаются перед более сложными контрастно - составными, свободными и смешанными формами, оперой.
Более существенные изменения коснулись материала первого семестра. Кроме музыкальных жанров, первая тема включает понятие музыкальной формы в тесном и широком смыслах, затрагиваются вопросы соотношения содержания и формы, музыкальной драматургии, стиля в музыке. Введена ранее не изучавшаяся тема «Фактура и фигурация». Умение разбираться в музыкальных складах, типах фактуры, фактурных рисунках, различать функции голосов, различные виды фигурации, владение существующей терминологией существенно облегчает выполнение практических работ. Тема №2 «Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения» включает в данной программе так же понятие о принципах развития в музыкальной ткани. Благодаря этому студенты яснее представляют внутреннюю организацию музыкальной формы, происходящие в ней процессы. В тему № 6 «Музыкальная тема. Мотив, фраза. Синтаксические структуры» добавлена информация о наиболее распространенных «мигрирующих интонационных формулах» (термин М.Г. Арановского), что облегчает задачу анализа содержания музыки. В связи с этим несколько изменилась часовая сетка.
Курс рассчитан на один год; в конце первого семестра предусмотрен контрольный урок (в виде теста по теоретическому материалу и целостного анализа одного произведения устно), в конце второго - экзамен (в виде ответа по билету, включающему теоретический вопрос и целостный анализ одного произведения).
Программа может быть использована самими учащимися в качестве опорного конспекта, тем самым экономится время на уроке, появляется возможность больше внимания уделить практическим работам.
Тематический план
Объем 72 часа
Наименование предметов и тем | Максимальная учебная нагрузка | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студента | ||
Всего | В том числе | ||||
Практические занятия | Контрольные работы | ||||
VII семестр | 132 | 32 |
|
| 31 |
1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль. |
| 2 |
|
|
|
2. Принципы развития в музыкальной ткани. Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения. |
| 2 |
|
|
|
3. Мелодия. |
| 2 |
|
|
|
4. Метр и ритм. |
| 2 |
|
|
|
5. Фактура и фигурация. |
| 2 |
|
|
|
6. Музыкальная тема. Мотив, фраза. Масштабно-тематические (синтаксические) структуры. Мигрирующие интонационные формулы. |
| 2 |
|
|
|
7. Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды (8) |
| 4 |
| 1 |
|
8. Простые формы (8) |
|
|
|
|
|
8.1. Простая 2-х частная форма. |
| 2 |
|
|
|
8.2. Простая 3-х частная форма. |
| 2 |
| 1 |
|
9. Сложные формы (3) |
|
|
|
|
|
9.1. Сложная 3-х частная форма. |
| 2 |
| 1 |
|
9.2. Сложная 2-х частная форма. |
| 1 |
|
|
|
10.Промежуточные формы. Концентрическая форма (1) |
|
|
|
|
|
10.1. Промежуточные формы. |
| 0.5 |
|
|
|
10.2. Концентрическая форма. |
| 0.5 |
|
|
|
11. Рондо и его исторические разновидности (6) |
|
|
|
|
|
11.1. Старинное рондо. |
| 2 |
|
|
|
11.2. Рондо венских классиков |
| 2 |
|
|
|
11.3. Послеклассическое (свободное рондо). |
| 2 |
|
|
|
Контрольный урок |
| 2 |
|
|
|
|
| 32 |
|
|
|
VIII семестр |
| 40 |
|
|
|
12. Вариационная форма (4) |
|
|
|
|
|
12.1. Вариации на выдержанный бас (вasso ostinato). |
| 1 |
|
|
|
12.2. Строгие орнаментальные вариации. |
| 1 |
|
|
|
12.3. Свободные вариации. |
| 1 |
|
|
|
12.4.Вариации на выдержанную мелодию (soprano ostinato). |
| 0,5 |
|
|
|
12.5. Неоднотемные вариации. |
| 0,5 |
|
|
|
13. Сонатная форма (12) |
|
|
|
| 15 |
13.1. Вступление. Экспозиция. |
| 6 | 2 |
|
|
13.2. Разработка. |
| 4 |
|
|
|
13.3. Реприза. Кода. |
| 2 |
| 2 |
|
14. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки (4). |
| 4 | 2 |
|
|
15. Рондо-соната. |
| 4 |
|
|
|
16. Циклические формы (2). |
|
|
|
|
|
16.1. Сюита. |
| 1 |
|
|
|
16.2. Сонатно-симфонический цикл. |
| 0,5 |
|
|
|
16.3.Вокально-симфонический цикл. |
| 0,5 |
|
|
|
17.Формы эпохи Барокко. Старинная двухчастная форма, старинная сонатная форма. |
| 4 |
|
|
|
18. Вокальные формы. |
| 4 |
|
| 3 |
19. Опера. |
| 2 |
|
|
|
20.Контрастно-составные формы. Свободные и смешанные формы. |
| 4 |
|
| 3 |
ВСЕГО: |
| 40 |
|
| 21 |
- Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений»
- Пояснительная записка
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 5 Фактура и фигурация
- Тема 6 Музыкальная тема. Мотив, фраза. Масштабно-тематические (синтаксические) структуры. Мигрирующие интонационные формулы.
- Тема 7 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 8 Простые формы. Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
- Тема 9. Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 10. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 11. Рондо и его исторические разновидности (Старинное рондо, рондо венских классиков, свободное рондо).
- Тема 12 Вариационная форма. Вариации на выдержанный бас. Строгие орнаментальные вариации. Свободные вариации. Вариации на выдержанную мелодию. Неоднотемные вариации.
- Тема 13 Сонатная форма.
- По тональному плану:
- По структуре:
- 13.2 Разработка
- Тема 14 Разновидности сонатной формы.
- Тема 15 Рондо-соната.
- Тема 16. Циклические формы.
- 16.3 Вокально-симфонический цикл
- Тема 17 Формы эпохи Барокко. Старинная двухчастная форма. Старинная сонатная форма.
- Тема 18.
- Тема 19. Опера.
- Тема 20. Контрастно-составные формы. Свободные и смешанные формы.
- 20.1 Контрастно-составные формы
- 20.2 Свободные и смешанные формы