Тема 17 Формы эпохи Барокко. Старинная двухчастная форма. Старинная сонатная форма.
Форма, первая часть которой представляет собой период типа развертывания, а вторая является развитием тематизма первой части. Применение в частях старинной танцевальной сюиты (аллеманда, куранта, жига), в небольших прелюдиях, в медленных частях старинных сонат, в отдельных частях месс. Типичность этой формы для Баха.
Первая часть - период типа развертывания: тематическое ядро, завершенное полной или половинной каденцией, и развертывание в виде группы секвенций. Модуляция в тональности :V ступени, параллельную (чаще III ступень, реже в VI). Возможность дополнения к периоду типа развертывания. Назначение второй части - развитие тематизма первой части и заключение. Наличие внутри второй части основательной каденции (типична полная совершенная каденция) в тональности субдоминантовой группы (IV, VI, II ступени), реже доминантовой (Бах. Сюита c moll Жига - модуляция в G dur). Возможность повторения в конце первой части дополнения, транспонированного в главную тональность. Повторение частей старинной двухчастной формы в танцах, отсутствие повторений в прелюдиях. Черты сонатности в старинной двухчастной форме. Примеры этой формы: Танцы из Французских, Английских сюит, клавирных партит, прелюдии из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.
Старинная сонатная форма
Отличительные признаки по сравнению с классической сонатной формой: отсутствие драматургического противопоставления главной и побочной партии, преимущественно двухчастное строение, неупорядоченность членения экспозиции на четыре партии (главную, связующую, побочную, заключительную). Применение в сонатах Д. Скарлатти, И. С. Баха, Г. Генделя, Д. Тартини и др. композиторов XVIII века (иногда вне сонатного жанра - в прелюдиях, аллемандах). Тесная связь старинной сонатной со старинной двухчастной формой.
Функции частей сонатной двухчастной формы: I часть - экспозиция, II часть - разработка-реприза. Симметрия тонального плана: T - D (1 часть), D - T (2 часть).
Тематическое строение: однотемность, двух- и многотемность. Примеры однотемной формы - у И. С. Баха, двухтемной - у Генделя, многотемной у Скарлатти.
Первая часть (экспозиция): случаи как четкого членения на 4 партии, так и нерасчленимого единства главно-связующей, связующе-побочной, побочно-заключительной партии; несовпадение тематического и тонально-гармонического планов развития формы, плавный переход, благодаря связующей, к побочной и заключительной, проводимых в главной тональности и осуществляющих репризу формы. Характерность повторений каждой части в старинной сонатной двухчастной форме.
Старинная сонатная двухчастная форма: начало репризы с главной партии (нередко в сокращенном виде); примеры: И.С. Бах. «Хорошо темперированный клавир»,II/f, прелюдия, Партита ля минор №3, сарабанда.
Задания для практических работ
И.С. Бах Французская сюита до минор.
Д. Скарлатти Соната до минор.
- Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений»
- Пояснительная записка
- Тема 1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.
- Тема 5 Фактура и фигурация
- Тема 6 Музыкальная тема. Мотив, фраза. Масштабно-тематические (синтаксические) структуры. Мигрирующие интонационные формулы.
- Тема 7 Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды.
- Тема 8 Простые формы. Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
- Тема 9. Сложные формы. Сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма.
- Тема 10. Промежуточные формы. Концентрическая форма.
- Тема 11. Рондо и его исторические разновидности (Старинное рондо, рондо венских классиков, свободное рондо).
- Тема 12 Вариационная форма. Вариации на выдержанный бас. Строгие орнаментальные вариации. Свободные вариации. Вариации на выдержанную мелодию. Неоднотемные вариации.
- Тема 13 Сонатная форма.
- По тональному плану:
- По структуре:
- 13.2 Разработка
- Тема 14 Разновидности сонатной формы.
- Тема 15 Рондо-соната.
- Тема 16. Циклические формы.
- 16.3 Вокально-симфонический цикл
- Тема 17 Формы эпохи Барокко. Старинная двухчастная форма. Старинная сонатная форма.
- Тема 18.
- Тема 19. Опера.
- Тема 20. Контрастно-составные формы. Свободные и смешанные формы.
- 20.1 Контрастно-составные формы
- 20.2 Свободные и смешанные формы