logo
Программа по анализу для теоретиков (Измененная

Тема 14 Разновидности сонатной формы.

Сонатная форма без разработки

Характерные черты:

  1. певучесть малоконтрастных тем (в медленных частях - плавность, мягкость),

  2. меньшие масштабы и несложное строение целого,

  3. отсутствие повторения экспозиции,

  4. варьирование тем в репризе.

Применение:

  1. в медленных частях сонатно-симфонических циклов (В. Моцарт. Соната № 12, ч.2., Л. Бетховен. Сонаты № 5, ч.2, № 17, ч.2),

  2. в увертюрах (Дж. Россини «Севильский цирюльник», П. Чайковский. Увертюра к балету «Щелкунчик»),

  3. в первых частях симфонических сюит (П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра, ч. 1),

  4. в отдельных произведениях (Ф. Шопен. Ноктюрн e moll),

  5. в вокальной музыке (А. Бородин «Князь Игорь»: Хор половецких девушек № 7, с припевом, Каватина Владимира).

Случаи энергичного развития (П. Чайковский. Симфония № 6, ч. 3), драматического содержания (Д. Шостакович. Симфония № 5, ч. 3).

Сонатная форма с эпизодом вместо разработки.

Вносится дополнительный контраст (по типу контраста трио).

Строение: 1) простые формы (Л. Бетховен. 1 соната. Финал)

2) период (Ф. Лист. «Погребальное шествие»)

3) вариации (Д. Шостакович. Симфония № 7, ч.1)

Возвратный ход - построение, связывающее эпизод с репризой (Бетховен. Соната № 7,ч. 2). Может перерастать в разработку.

Местоположение эпизода:

1) эпизод - возвратный ход - реприза:

2) разработочный ход - эпизод - предыкт - реприза.

Применение: медленные части сонатно-симфонических циклов, финалы.

Форма классического концерта.

Жанр концерта - воплощение диалогичности, чередование solo и tutti.

Характерные черты - 1) две различающиеся экспозиции

2) каденция.

Первая экспозиция - оркестровая (краткая). Побочная партия завершается в основной тональности.

Вторая экспозиция - солиста. Обычный тональный план. Яркость, концертность, нередко новые яркие темы.

Разработки простые. Преобладают оркестровые эпизоды.

Репризы - возможны перепланировки.

Каденция - род виртуозной фантазии на темы концерта (импровизируемой или сочиненной).

Местоположение - средний раздел коды.

Перенесение каденции в другое место (перед репризой) – Ф. Мендельсон. Скрипичный концерт, А. Хачатурян. Скрипичный концерт, С. Рахманинов. Концерт №3, 1 ч. (каденция совпадает с началом репризы).

Задания для практических работ

Моцарт. Соната № 12 ч.2, Бетховен. Соната № 17, ч.2, № 5 ч.1, Шостакович. Симфония № 7(эпизод в разработке), Шопен. Ноктюрн № 21, Бородин. Каватина Владимира из оперы «Князь Игорь», Хор половецких девушек «На безводье», Чайковский. Серенада для струнного оркестра ч.1, Моцарт. Концерт №21, ч.1, Прокофьев. Концерт № 3, ч.1, Рахманинов. Концерт № 3, ч.1, Мендельсон. Скрипичный концерт, ч.1, Хачатурян. Скрипичный концерт, ч.1