§ 2. Музыкальное искусство Византии
Символическим началом Византии считается год основания Константинополя (330 г.), с падением которого в 1453 г. империя прекратила свое существование. Византия сохраняла многие традиции античной государственности и культуры, позволяющие выделить ее в особую цивилизацию, современную, но не идентичную средневековой западноевропейской. В Византии христианская вера совмещалась с имперской идеологией «Священной державы», восходившей к идеям римской государственности.
В основе музыкального искусства Византии лежали многообразные по этническому составу и культурному уровню элементы: позднегреческие, римские, сирийские, славянские (болгарские, древнерусские), армянские и грузинские. Это обусловлено сложностью этнического состава населения и отсутствием единого языка (знать говорила на греческом языке, крестьяне – на сирийском, многочисленные славянские поселенцы – на славянском).
Основой византийской культуры являлась местная народная, преимущественно сирийская музыкально-поэтическая культура. На сирийском языке исполнялись гимны, широко популярные в народном творчестве. Выдающийся автор в области гимнотворчества – Ефрем Сирин (4 в.).
В основе византийской культовой музыки также лежал гимн, пришедший из народной культуры. Византийскому гимну свойственна большая пышность мелизматики по сравнению с римской псалмодией. Это соответствовало этикету, царившему в дворцовом обиходе византийских царей и роскоши византийского богослужения. С 4 в. получили распространение тропари (разновидность гимнов). Расцвет гимнотворчества в византийском церковном пении относится к 6-7 в. и связан, главным образом, с творчеством сирийца Романа Сладкопевца, писавшего на родном сирийском языке. До нас дошло 80 из 1000 написанных им гимнов – т.н. кондаков.
В 7-8 в. этот жанр был вытеснен каноном, кульминационный период в развитии которого, связан с деятельностью гимнографов Андрея Критского и византийского монаха Иоанна Дамаскина (675-749 гг.). Иоанн Дамаскин привёл в систему напевы православной церкви, установил т.н. осмогласие (система 8 гласов (ладов), применявшаяся в византийской и древнерусской церковной музыке. Обычно песнопение выдерживалось в одном из гласов. Аналогичное явление – средневековые лады).
С 10 в. получил распространение жанр стихиры. В конце 10 в. с принятием христианства по византийскому образцу византийские влияния проникают в древнерусское и болгарское церковное пение (наряду с письменностью и другими элементами культуры).
Новый подъём гимнического искусства в 12 - 13 вв. связан с деятельностью Иоанна Кукузеля (один из ведущих византийских композиторов II половины XII – начала XIII века, болгарин по происхождению). В его творчестве происходит слияние элементов народной болгарской музыки и церковного пения. Он также усовершенствовал средневековую византийскую нотацию («кукузелевы невмы»), создал ряд теоретических трактатов.
В 1453 г. Константинополь пал под натиском турок-османов. С его падением рухнула тысячелетняя твердыня восточного христианства и завершилась история государства Византия.
- Содержание
- Глава I. Музыкальная культура стран древнего мира
- § 1. Начальная стадия формирования музыкального искусства в эпоху первобытнообщинного строя
- § 2. Музыкальная культура стран Древнего Востока
- 2. Музыкальная культура Древнего Китая.
- Символика звуков китайской пентатоники
- Символика китайских музыкальных инструментов
- 3. Музыкальная культура Древней Индии.
- Символика индийского семиступенного звукоряда
- 4. Музыкальная культура Древней Палестины.
- § 3. Музыкальная культура Античности
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- Глава II. Музыкальная культура средневековья
- § 1. Западноевропейское Средневековье
- § 2. Музыкальное искусство Византии
- § 3. Музыкальная культура арабов
- Глава III. Музыкальная культура эпохи возрождения
- § 1. Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
- § 2. Национальные композиторские школы эпохи Возрождения
- 2. Итальянская школа.
- 3. Французская школа.
- 4. Немецкая школа.
- 5. Английская школа.
- 6. Испанская школа.
- Глава IV. Музыкальная культура XVII – I половины XVIII века
- § 1. Общая характеристика эпохи. Основные стили и направления художественной культуры
- § 2. Вокальная музыка барокко. Оперные школы.
- § 3. Инструментальная музыка барокко
- § 4. Георг Фридрих Гендель
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- Список сочинений Генделя
- § 5. Иоганн Себастьян Бах
- 2. Жизненный и творческий путь и. С Баха.
- 3. Органное творчество Баха.
- 4. Клавирная музыка Баха
- 5. Вокально-инструментальное творчество.
- Глава V. Музыкальная культура эпохи просвещения
- § 1. Музыкальный классицизм и основные этапы его развития
- § 2. К. В. Глюк – великий реформатор оперного театра
- § 3. Йозеф Гайдн
- 2. Симфонии и струнные квартеты.
- 3. Ораториальное творчество.
- § 4. Вольфганг Амадей Моцарт
- 2. Периодизация творчества Моцарта.
- 3. Оперная эстетика Моцарта.
- 4. Симфоническое творчество Моцарта. Симфонии. Концерты.
- 5. Фортепианное творчество Моцарта.
- § 5. Музыка Французской революции
- § 6. Людвиг ван Бетховен
- Список сочинений Бетховена:
- 2. Жизненный и творческий путь Бетховена.
- 3. Фортепианное творчество Бетховена
- 4. Симфоническое творчество Бетховена.
- Рекомендуемая литература