logo
Электронное пособие ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Каранькова

5. Вокально-инструментальное творчество.

Вокально-инструментальное творчество Баха составляют кантаты, оратории, мессы, пассионы. Вплотную к работе над вокально-инструментальными произведениями Бах приступил в Лейпциге, где занимал должность кантора в церкви святого Фомы.

Из вокальных произведений по количеству созданного первое место принадлежит кантате. Самые ранние из дошедших до нас кантат – «Пасхальная» и «Выборная» (Арнштадт и Мюльхаузен). Бахом написано около 300 духовных кантат, сохранилось – 199. Наряду с духовными Бах написал 24 светские кантаты, в их числе «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская». Примечательно, что он порой переносил номера из духовных произведений в светские и наоборот. Кантаты включают в себя арии, речитативы, ансамбли, хоры с участием инструментального ансамбля или оркестра.

В Лейпциге Бах пишет вокально-инструментальные произведения крупной формы: из них выделяются «Рождественская оратория», «Магнификат», Месса h-moll (Высокая месса), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею».

В «Страстях по Матфею» Бах обратился к Евангелию от Матфея, причём выбрал из него эпизоды, привлекавшие многих художников огромным внутренним напряжением, острым драматическим действием и редкой психологической глубиной. Это предательство учеником Иисуса – Иудой – своего учителя, молитва Христа в Гефсиманском саду, отречение от Иисуса Петра и его раскаяние и, наконец, шествие на Голгофу – место, где был распят Христос.

Для воплощения сложнейшего художественного замысла Баху понадобился огромный состав исполнителей – два четырёхголосных хора, два оркестра, два органа и солисты – вокалисты и инструменталисты.

«Страсти по Матфею» впервые прозвучали в 1729 г. в церкви святого Фомы, где служил Бах, но затем, подобно многим его творениям, были надолго забыты. Примечательно, что именно с этого произведения началось возрождение музыки Баха. Через 100 лет после премьеры – в 1829 году «Страсти по Матфею» были исполнены под управлением Ф. Мендельсона, после чего начался настоящий ренессанс забытого баховского творчества.