§ 1. Общая характеристика эпохи. Основные стили и направления художественной культуры
XVII век – начало XVIII – это время резких контрастов и острых противоречий: апогей французского абсолютизма, ознаменовавшийся царствованием короля-солнца – Людовика XIV; английская буржуазная революция XVII века, вошедшая в историю как решительный прорыв к эре капитализма; Тридцатилетняя война (1618-1648), втянувшая в свою орбиту почти все европейские страны.
Оптимистический гуманизм эпохи Возрождения сменяется трагическим мироощущением, связанным с отражением в сознании людей обострившихся противоречий экономической, политической и общественной жизни, приведших в 17 века к началу буржуазных революций. Противоречия эпохи рельефнее всего проявились в стиле барокко.
Барокко (итал. - причудливый, вычурный, странный) - художественный стиль в европейском искусстве и литературе конца XVI -1-й половины XVIII века.
Существуют разные версии происхождения термина «барокко»:
от португ. perola barocca - жемчужина неправильной формы;
от лат. bаroco - обозначение одного из понятий схоластической логики;
от имени итальянского художника Ф. Бароччи (1528-1612).
Искусство барокко противоречиво. Одна из сторон барокко апеллирует к внешности явлений и тяготеет к пышности, грандиозности, декоративности, асимметрии. Излюбленным художественным приёмом становится метафора, аллегория, эмблема.
Другая сторона барокко характеризуется интересом к внутреннему, а не внешнему, стремлением выразить неоднозначную сложность мира и отношения человека к действительности (в отличие от искусства Возрождения, где человек предстаёт в гармонии с окружающим миром). Поэтому искусству барокко свойственны драматизм и патетика, динамика и экспрессивные контрасты.
Представители искусства барокко
в изобразительном искусстве:
Рубенс (Фландрия)
Ван Дейк (Фландрия)
Веласкес (Испания)
в архитектуре:
Бернини (Италия)
Борромини (Италия)
в литературе:
Кальдерон (Испания)
Т. Тассо (Италия)
в музыке:
Монтеверди
Фрескобальди
Пёрселл
Корелли
Вивальди
Гендель
И.С. Бах.
С возникновением стиля барокко музыка впервые полно продемонстрировала свои возможности углублённого и многостороннего воплощения мира душевных переживаний человека.
Характерные черты музыкальной культуры барокко:
появление вокальных и музыкально-театральных жанров – оперы, оратории, кантаты, пассионов;
интенсивное развитие инструментальной музыки и исполнительства;
появление крупномасштабных циклических форм инструментальной музыки - concerto grosso, ансамблевой и сольной сонаты, сюиты;
сосуществование полифонии свободного стиля с гомофонией;
появление инструментальных полифонических жанров – ричеркар, канцона, фантазия, токката, каприччио, фуга;
утверждение новых музыкально-композиционных средств: генерал-бас, мажорно-минорная тональная система, концертирование;
широкое распространение теории аффектов и музыкальной риторики и использование лежащих в их основе символов (например, в музыке И.С. Баха).
Согласно теории аффектов (от лат. аffectus – сильное душевное волнение, страсть), музыка выражает сильные человеческие чувства и управляет ими. Всего насчитывалось 27 аффектов (в т.ч. гнев, ужас, отчаяние). Считалось, что всё музыкальное произведение (или его крупная часть) может выражать лишь один аффект. Для теории аффектов характерна связь с музыкальной риторикой.
Музыкальная риторика – система музыкальных приёмов, опирающаяся на риторику – науку об ораторском искусстве. В её основе лежал раздел, в котором рассматриваются музыкально-риторические фигуры, за каждой из которых закреплялись устойчивые семантические значения для выражения какого-либо аффекта (аффективное воздействие имели также определённые лады, ритмоформулы, танцевальные движения, музыкальные формы). К середине XVIII века таких фигур насчитывалось около 80 (например, anabasis – восхождение, применялась в качестве символа воскресения Христа; catabasis - нисхождение, символ умирания, положения во гроб; символ креста или распятия в I теме фуги cis-moll из I тома ХТК Баха).
Наряду с барокко в XVII - XVIII в. сосуществовали стили классицизм (во многом противостоял Б., но нередко и тесно взаимодействовал с ним), маньеризм, галантный стиль (рококо), сентиментализм.
Рококо (франц. от rocaille - орнаментальный мотив, букв. - ракушка) - стиль в европейском искусстве 1-й пол. 18 века, получивший развитие прежде всего во Франции. Ярче всего рококо сказалось в изобразительном искусстве и декоративном оформлении дворцовых интерьеров (манерная вычурность и прихотливость линий в предметах обстановки, изощрённость, обилие орнаментальных рисунков в настенных росписях).
Рококо в музыке проявилось в творчестве французских клавесинистов (Л. К. Дакен, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо и др.).
Для их творчества характерны:
камерность и миниатюрность форм,
господство хрупких, грациозно-кокетливых и игривых образов,
обилие изысканной мелизматики (украшений),
лёгкая и прозрачная фактура,
программность (простейший вид - картинная изобразительность: «Будильник», «Маленькие ветряные мельницы», «Жнецы», «Сборщицы винограда» Куперена; «Курица», «Тамбурин» Рамо; «Кукушка» Дакена).
- Содержание
- Глава I. Музыкальная культура стран древнего мира
- § 1. Начальная стадия формирования музыкального искусства в эпоху первобытнообщинного строя
- § 2. Музыкальная культура стран Древнего Востока
- 2. Музыкальная культура Древнего Китая.
- Символика звуков китайской пентатоники
- Символика китайских музыкальных инструментов
- 3. Музыкальная культура Древней Индии.
- Символика индийского семиступенного звукоряда
- 4. Музыкальная культура Древней Палестины.
- § 3. Музыкальная культура Античности
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- Глава II. Музыкальная культура средневековья
- § 1. Западноевропейское Средневековье
- § 2. Музыкальное искусство Византии
- § 3. Музыкальная культура арабов
- Глава III. Музыкальная культура эпохи возрождения
- § 1. Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
- § 2. Национальные композиторские школы эпохи Возрождения
- 2. Итальянская школа.
- 3. Французская школа.
- 4. Немецкая школа.
- 5. Английская школа.
- 6. Испанская школа.
- Глава IV. Музыкальная культура XVII – I половины XVIII века
- § 1. Общая характеристика эпохи. Основные стили и направления художественной культуры
- § 2. Вокальная музыка барокко. Оперные школы.
- § 3. Инструментальная музыка барокко
- § 4. Георг Фридрих Гендель
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- Список сочинений Генделя
- § 5. Иоганн Себастьян Бах
- 2. Жизненный и творческий путь и. С Баха.
- 3. Органное творчество Баха.
- 4. Клавирная музыка Баха
- 5. Вокально-инструментальное творчество.
- Глава V. Музыкальная культура эпохи просвещения
- § 1. Музыкальный классицизм и основные этапы его развития
- § 2. К. В. Глюк – великий реформатор оперного театра
- § 3. Йозеф Гайдн
- 2. Симфонии и струнные квартеты.
- 3. Ораториальное творчество.
- § 4. Вольфганг Амадей Моцарт
- 2. Периодизация творчества Моцарта.
- 3. Оперная эстетика Моцарта.
- 4. Симфоническое творчество Моцарта. Симфонии. Концерты.
- 5. Фортепианное творчество Моцарта.
- § 5. Музыка Французской революции
- § 6. Людвиг ван Бетховен
- Список сочинений Бетховена:
- 2. Жизненный и творческий путь Бетховена.
- 3. Фортепианное творчество Бетховена
- 4. Симфоническое творчество Бетховена.
- Рекомендуемая литература