§ 4. Вольфганг Амадей Моцарт
(1756 – 1791)
1. Характеристика творчества Моцарта. Стилевые особенности музыки Моцарта: мелодика, гармония, полифония, фактура.
2. Периодизация творчества Моцарта.
3. Оперная эстетика Моцарта.
4. Симфоническое творчество Моцарта. Симфонии. Концерты.
5. Фортепианное творчество Моцарта.
Кантатно-ораториальные жанры. Реквием.
1. Характеристика творчества Моцарта. Стилевые особенности музыки Моцарта: мелодика, гармония, полифония, фактура.
Величайший гений мировой музыкальной культуры – Моцарт – принадлежал к венской классической школе (австрийский композитор). В музыке Моцарта органично сочетается культ разума, идеал благородной простоты, присущий просветительскому классицизму, и культ сердца, богатство душевного мира, рождённые тем художественным направлением немецкой литературы 70-80-х гг. XVIIIвека, которое получило развитие «Буря и натиск» (отвергнув эстетику классицизма, представители «Бури и натиска» требовали изображения сильных страстей, героических деяний, отстаивания национального своеобразия искусства. И. Гердер – главный теоретик; Гете, Шиллер). Недаром Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» сказал о Моцарте: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!».
Нет таких жанров, в которых Моцарт не писал бы. При этом во всех жанрах он создал истинные шедевры. В этом – одно из проявлений моцартовского универсального мышления.
Каталог произведений Моцарта, составленный Кёхелем (1-е издание - 1862г.; исправленное издание под ред. Альфреда Эйнштейна (музыковед, двоюродный брат Альберта Эйнштейна) - 1937г.), включает свыше 600 произведений, в том числе:
14 опер;
41 симфония (не считая нескольких юношеских сочинений и Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром, не входящих в основную нумерацию);
27 фортепианных концертов с оркестром;
5 скрипичных концертов с оркестром;
8 концертов для духовых инструментов с оркестром (флейты, кларнета, фагота и т.д.);
камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты);
множество дивертисментов, серенад для оркестра и различных инструментальных ансамблей (в т.ч. и «Маленькая ночная серенада»);
свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано;
18 фортепианных сонат;
15 вариационных циклов;
4 фантазии;
Реквием;
мессы, кантаты, арии, песни.
И все это создано на протяжении очень недолгой жизни (35 лет). Очень многие сочинения Моцарта утеряны.
В области оперного жанра Моцарт совершил реформу, создав собственную передовую оперную эстетику.
В области инструментальной музыки Моцарт, подытожив опыт мангеймских и венских мастеров старшего поколения, а также и Й. Гайдна, достиг высочайших вершин: раскрыл новый мир мыслей и чувств, глубже и полнее отразил действительность с ее жизненными коллизиями, подготовив тем самым почву для рождения искусства Бетховена и романтиков XIXвека.
По сравнению с Гайдном, в музыке Моцарта связи с народно-песенными истоками не столь прямые и непосредственные: они сложнее и тоньше. Влияние австрийской народной песенности органически сочетается с воздействием итальянской, французской музыки (Моцарт с детства много путешествовал по Европе).
Моцарт – один из величайших мелодистов. МелодииМоцарта изящны, певучи, с обилием хроматизмов, задержаний (Симфонияg-moll,Iчасть, П. П.). Но Моцарту свойственны также мелодии мужественного характера. Им свойственны внутренняя конфликтность, наличие контрастных элементов (Сонатаc-moll,Iчасть, Г. П.).
Гармонический язык Моцарта неразрывно связан с мелодикой, придаёт ей большую выразительность. Это «мелодическая», певучая гармония. Но мелодия доминирует над гармонией. Основа гармонии - простые функции (T-S-D). Вместе с тем, смелые модуляции и далёкие тональные сопоставления (часто в драматических произведениях) приводили в смущение современников Моцарта.
Полифония в музыке Моцарта занимает важное место. Моцарт – один из величайших полифонистов. Он развивает баховскую полифонию, но на основе стилистических принципов венской классической школы, в которой господствует гомофонно-гармоническое мышление (например, 1-я тема финала симфонии «Юпитер» - сочетание сонатногоallegroи тройной фуги; темаAllegroиз увертюры к «Волшебной флейте», изложенная фугато).
Фактура Моцарта – ясная, прозрачная, тонкая, изящная.
- Содержание
- Глава I. Музыкальная культура стран древнего мира
- § 1. Начальная стадия формирования музыкального искусства в эпоху первобытнообщинного строя
- § 2. Музыкальная культура стран Древнего Востока
- 2. Музыкальная культура Древнего Китая.
- Символика звуков китайской пентатоники
- Символика китайских музыкальных инструментов
- 3. Музыкальная культура Древней Индии.
- Символика индийского семиступенного звукоряда
- 4. Музыкальная культура Древней Палестины.
- § 3. Музыкальная культура Античности
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- Глава II. Музыкальная культура средневековья
- § 1. Западноевропейское Средневековье
- § 2. Музыкальное искусство Византии
- § 3. Музыкальная культура арабов
- Глава III. Музыкальная культура эпохи возрождения
- § 1. Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
- § 2. Национальные композиторские школы эпохи Возрождения
- 2. Итальянская школа.
- 3. Французская школа.
- 4. Немецкая школа.
- 5. Английская школа.
- 6. Испанская школа.
- Глава IV. Музыкальная культура XVII – I половины XVIII века
- § 1. Общая характеристика эпохи. Основные стили и направления художественной культуры
- § 2. Вокальная музыка барокко. Оперные школы.
- § 3. Инструментальная музыка барокко
- § 4. Георг Фридрих Гендель
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- Список сочинений Генделя
- § 5. Иоганн Себастьян Бах
- 2. Жизненный и творческий путь и. С Баха.
- 3. Органное творчество Баха.
- 4. Клавирная музыка Баха
- 5. Вокально-инструментальное творчество.
- Глава V. Музыкальная культура эпохи просвещения
- § 1. Музыкальный классицизм и основные этапы его развития
- § 2. К. В. Глюк – великий реформатор оперного театра
- § 3. Йозеф Гайдн
- 2. Симфонии и струнные квартеты.
- 3. Ораториальное творчество.
- § 4. Вольфганг Амадей Моцарт
- 2. Периодизация творчества Моцарта.
- 3. Оперная эстетика Моцарта.
- 4. Симфоническое творчество Моцарта. Симфонии. Концерты.
- 5. Фортепианное творчество Моцарта.
- § 5. Музыка Французской революции
- § 6. Людвиг ван Бетховен
- Список сочинений Бетховена:
- 2. Жизненный и творческий путь Бетховена.
- 3. Фортепианное творчество Бетховена
- 4. Симфоническое творчество Бетховена.
- Рекомендуемая литература