logo
Электронное пособие ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Каранькова

§ 4. Вольфганг Амадей Моцарт

(1756 – 1791)

1. Характеристика творчества Моцарта. Стилевые особенности музыки Моцарта: мелодика, гармония, полифония, фактура.

2. Периодизация творчества Моцарта.

3. Оперная эстетика Моцарта.

4. Симфоническое творчество Моцарта. Симфонии. Концерты.

5. Фортепианное творчество Моцарта.

Кантатно-ораториальные жанры. Реквием.

1. Характеристика творчества Моцарта. Стилевые особенности музыки Моцарта: мелодика, гармония, полифония, фактура.

Величайший гений мировой музыкальной культуры – Моцарт – принадлежал к венской классической школе (австрийский композитор). В музыке Моцарта органично сочетается культ разума, идеал благородной простоты, присущий просветительскому классицизму, и культ сердца, богатство душевного мира, рождённые тем художественным направлением немецкой литературы 70-80-х гг. XVIIIвека, которое получило развитие «Буря и натиск» (отвергнув эстетику классицизма, представители «Бури и натиска» требовали изображения сильных страстей, героических деяний, отстаивания национального своеобразия искусства. И. Гердер – главный теоретик; Гете, Шиллер). Недаром Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» сказал о Моцарте: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!».

Нет таких жанров, в которых Моцарт не писал бы. При этом во всех жанрах он создал истинные шедевры. В этом – одно из проявлений моцартовского универсального мышления.

Каталог произведений Моцарта, составленный Кёхелем (1-е издание - 1862г.; исправленное издание под ред. Альфреда Эйнштейна (музыковед, двоюродный брат Альберта Эйнштейна) - 1937г.), включает свыше 600 произведений, в том числе:

14 опер;

41 симфония (не считая нескольких юношеских сочинений и Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром, не входящих в основную нумерацию);

27 фортепианных концертов с оркестром;

5 скрипичных концертов с оркестром;

8 концертов для духовых инструментов с оркестром (флейты, кларнета, фагота и т.д.);

камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты);

множество дивертисментов, серенад для оркестра и различных инструментальных ансамблей (в т.ч. и «Маленькая ночная серенада»);

свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано;

18 фортепианных сонат;

15 вариационных циклов;

4 фантазии;

Реквием;

мессы, кантаты, арии, песни.

И все это создано на протяжении очень недолгой жизни (35 лет). Очень многие сочинения Моцарта утеряны.

В области оперного жанра Моцарт совершил реформу, создав собственную передовую оперную эстетику.

В области инструментальной музыки Моцарт, подытожив опыт мангеймских и венских мастеров старшего поколения, а также и Й. Гайдна, достиг высочайших вершин: раскрыл новый мир мыслей и чувств, глубже и полнее отразил действительность с ее жизненными коллизиями, подготовив тем самым почву для рождения искусства Бетховена и романтиков XIXвека.

По сравнению с Гайдном, в музыке Моцарта связи с народно-песенными истоками не столь прямые и непосредственные: они сложнее и тоньше. Влияние австрийской народной песенности органически сочетается с воздействием итальянской, французской музыки (Моцарт с детства много путешествовал по Европе).

Моцарт – один из величайших мелодистов. МелодииМоцарта изящны, певучи, с обилием хроматизмов, задержаний (Симфонияg-moll,Iчасть, П. П.). Но Моцарту свойственны также мелодии мужественного характера. Им свойственны внутренняя конфликтность, наличие контрастных элементов (Сонатаc-moll,Iчасть, Г. П.).

Гармонический язык Моцарта неразрывно связан с мелодикой, придаёт ей большую выразительность. Это «мелодическая», певучая гармония. Но мелодия доминирует над гармонией. Основа гармонии - простые функции (T-S-D). Вместе с тем, смелые модуляции и далёкие тональные сопоставления (часто в драматических произведениях) приводили в смущение современников Моцарта.

Полифония в музыке Моцарта занимает важное место. Моцарт – один из величайших полифонистов. Он развивает баховскую полифонию, но на основе стилистических принципов венской классической школы, в которой господствует гомофонно-гармоническое мышление (например, 1-я тема финала симфонии «Юпитер» - сочетание сонатногоallegroи тройной фуги; темаAllegroиз увертюры к «Волшебной флейте», изложенная фугато).

Фактура Моцарта – ясная, прозрачная, тонкая, изящная.