logo
Электронное пособие ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Каранькова

5. Фортепианное творчество Моцарта.

Фортепианные произведения Моцарта тесно связаны с его исполнительской деятельностью. Одной из характерных черт является певучесть (кантабильность) как один из творческих и исполнительских принципов Моцарта, связанный с претворением итальянского бельканто как в вокальной, так и инструментальной музыке.

Для фактуры фортепианных произведений Моцарта характерна дифференциация мелодии в верхнем голосе (правая рука) и сопровождения в левой руке.

Характерные типы сопровождения:

К лучшим произведениям Моцарта для фортепиано относятся: соната a-moll(1778),A-dur(1778), фантазия и сонатаc-moll(1785), фантазияd-moll. Своеобразно строение сонатыA-dur:Iчасть – тема с вариациями,IIчасть – менуэт,IIIчасть – рондо «Allaturca».

  1. Кантатно-ораториальные жанры. Реквием.

В кантатно-ораториальном жанре Моцартом написаны мотеты, 5 масонских кантат, 15 месс, Реквием.

Несмотря на духовные тексты, эти произведения далеки от ортодоксальной церковной музыки и по своим образам мало отличаются от светских произведений Моцарта. Моцарт был религиозным человеком, но его религиозность имела не церковно-догматический, а нравственно-философский характер (он был масоном).

Одним из значительных памятников мировой культуры является Реквием – потрясающая музыкальная трагедия. Реквием – траурная заупокойная месса, исполняемая на традиционный культовый латинский текст, принятый в католической службе, и состоящий из несколько традиционных частей, среди которых, помимо обычных частей обычной мессы, обязательны части, принадлежащие только траурной мессе. Моцарт воплощает в Реквиеме глубочайший мир человеческих переживаний: душевное смятение, умиротворённый покой, горе и страдание.

Из двенадцати номеров Реквиема девять написаны для хора и три (Tubamirum,Recordare,Benedictus) – для квартета солистов.

№ 1 Iраздел:Requiem aeternam («Даруй нам вечный покой»);IIраздел:Kyrie eleison («Господи, помилуй»). № 1 – это интроитус (вступительный раздел).

№ 2 Dies iraeрисует картины конца света, Страшного суда

№ 3 Tuba mirum («Труба предвечного») – о грозном сигнале трубы, призывающем живых и мёртвых на Страшный суд;

№ 4 Rex tremendae («Царь грозный») – рисует образ сурового и неумолимого Бога, карающего трешноков;

№ 5 Recordare («Помяни») – содержит обращённую к Христу мольбу о пощаде;

№ 6 Confutatis («Отвергнув») – это рассказ о мучениях, ожидающих грешников в аду;

№ 7 Lacrymosa («Слёзная») – мольба и милосердии в скорбный день слёз;

№ 8 Domine Jesu («Господи, Иисусе») – проникновенная молитва, обращённая к Богу;

№ 9 Hostias («Жертва»);

№ 10 Sanctus;

№ 11 Benedictus;

№ 12 Agnus Dei

Моцарт успел написать только первые шесть частей Реквиема, оставив недописанной седьмую часть (Lacrymosa). Он умер, вероятно, от почечной недостаточности. Реквием был завершён его учеником Зюсмайером, согласно указаниям умирающего композитора.