logo
Электронное пособие ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Каранькова

4. Клавирная музыка Баха

Клавирную музыку Бах тоже писал на протяжении всей жизни. Но особенно много сочинений для клавира появилось в Кётене. Во время Баха клавир играл колоссальную роль в домашнем музицировании как музыкантов-профессионалов, так и любителей.

Бах необычайно расширил образно-выразительную палитру клавирной музыки. Звук клавесина был звонким, чётким, но слишком отрывистым и быстро угасавшим. Клавикорд отличался слабым, глухим тембром. Изобретённому же в 1709 г. Бартоломео Кристофори фортепиано ещё предстояло пройти длительный путь совершенствования. Баху хотелось преодолеть «ударность» клавесина и добиться певучей, кантабильной игры на этом инструменте. От своих учеников Бах добивался прежде всего безупречного легато и, желая им помочь, чрезвычайно обогатил педагогический репертуар, создав «Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции». Даже Французские сюиты и «Хорошо темперированный клавир» были первоначально задуманы как учебные сочинения. Вместе с тем, Бах красноречиво доказал, что клавир может использоваться не только в домашней обстановке, но и перед большой публикой, и создал для него произведения в жанрах фантазии и фуги (Хроматическая фантазия и фуга), токкаты, концерта. Особенно знаменит его Итальянский концерт – один из первых клавирных концертов (без оркестра), полностью утвердивших самостоятельное значение клавира как концертного инструмента.

Энциклопедией баховского творчества справедливо считается «Хорошо темперированный клавир» - цикл из 48 прелюдий и фуг (два тома «ХТК» по 24 прелюдии и фуги в каждом), охватывающих 24 мажорные и минорные тональности, расположенные в хроматической последовательности. Бах писал «ХТК» с целью утвердить в музыкальной практике все теоретически известные, но малоупотребительные в то время тональности темперированного строя с большим количеством ключевых знаков. «Темперированный» - значит выровненный, равномерный строй. В отличие от распространённого в старые времена натурального (пифагорейского) строя, он предполагает деление октавы на 12 равных полутонов. В натуральном строе клавишный инструмент звучал чисто только в тональностях с малым количеством знаков. Темперированный строй позволял применять все мажорные и минорные тональности и свободно модулировать в любую из них. Темперация была известна и до Баха, однако только ему первому удалось широко внедрить в художественную практику этот строй. Композитор рассматривал «ХТК» также как цикл учебных пьес для развития навыков связной игры и выработки пальцевой подвижности.

Поставив перед собой чисто практические задачи, Бах остался прежде всего художником. В «ХТК» он выявил исключительно богатое и глубокое содержание 2-хчастного полифонического цикла, основанного на контрасте свободной, импровизационного плана прелюдии и строгой, построенной по чётким законам, фуги. Если органным полифоническим циклам присущи пышная виртуозность, концертный размах, монументальность, то клавирные отличаются камерностью звучания.