logo
Электронное пособие ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Каранькова

3. Музыкальная культура Древней Индии.

Индийская музыкальная культура – одна из наиболее древних и самобытных. Её истоки восходят к III тыс. до н.э. Важный этап развития индийской музыки связан с древнейшими литературными памятниками Индии – Ведами (кон. II - 1-я пол. I тыс. до н. э.) - и представлен речитацией священных текстов Ригведы (веда гимнов) и мелодическими образцами гимнотворчества, зафиксированными в Самаведе (веда мелодий). Наряду с культово-ритуальной ведической традицией существовали развитые формы народного и светского искусства.

Древнеиндийская музыка, как и музыка других древневосточных народов, синтетична. Индийский термин «сангит» («музыка») - выражает единство пения, инструментальной музыки и танца. В одном древнеиндийском трактате различалось 24 поворота головы, соответственно выражавшие сострадание, удивление, страх, равнодушие, страсть и т. д., а также 57 вариантов движения рук.

В музыкальной культуре Индии танцевальная музыка занимает господствующее положение. Она всегда связана с определённым сюжетом (чаще из древних индийских легенд – особенно из эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», а также темы природы и трудовой деятельности – образы посева, жатвы, рыбной ловли).

Ритм танцевальной древнеиндийской музыки подчёркивается ударными инструментами. В старинных трактатах описано 120 ритмических типов. Одновременно звучат двудольные, трёхдольные и смешанные ритмы (полиметрия, полиритмия), характерны многочисленные акценты и синкопы. Многокрасочность создаётся богатым набором инструментов – различные барабаны, колокольчики, бубенцы, гонги и т.д.

Характерными особенностями вокально-танцевального искусства Древней Индии являются:

Значительного развития достигло в древности индийское театральное искусство. Актёр в индийском театре одновременно должен был быть певцом, поэтом и музыкантом.

Древнеиндийская музыка в целом одноголосна. В основе её ладовой системы лежит семиступенный диатонический звукоряд. Северно-индийская музыкальная система опирается на 10 ладов, южно-индийская - на 72 лада.

Философско-эстетические и теоретические принципы индийского классического искусства, в т.ч. музыки, получили обоснование в трактатах «Брихаддеши" Матанги (5-7 вв.), «Сангитаратнакара" Шарнгадевы (13 в.), "Натьяшастра" Бхараты (14 в. н.э.). Звук (нада) рассматривался в виде энергии космоса, давшей начало жизни, а ритм развития Вселенной, как считалось, воплощался посредством определённого сочетания музыкальных звуков (система тала). На основе космологических представлений, в музыке возникают аналогии семи основных звуков индийского лада с семью планетами Солнечной системы, а также звуковая градация октавы на 22 интервала менее полутона - шрути (что значит «еле доступные восприятию»). Величина шрути примерно равна четверти тона – это наименьший из доступных восприятию интервалов. Каждому музыкальному звуку соответствовал определённый поэтико-цветовой символ, а лад, составленный с учётом преобладания тех или иных тонов и опорных ступеней (вади и самвади), рассматривался как носитель конкретного образно-эмоционального содержания (табл. 3).

Таблица 3.