3. Музыкальная культура Древней Индии.
Индийская музыкальная культура – одна из наиболее древних и самобытных. Её истоки восходят к III тыс. до н.э. Важный этап развития индийской музыки связан с древнейшими литературными памятниками Индии – Ведами (кон. II - 1-я пол. I тыс. до н. э.) - и представлен речитацией священных текстов Ригведы (веда гимнов) и мелодическими образцами гимнотворчества, зафиксированными в Самаведе (веда мелодий). Наряду с культово-ритуальной ведической традицией существовали развитые формы народного и светского искусства.
Древнеиндийская музыка, как и музыка других древневосточных народов, синтетична. Индийский термин «сангит» («музыка») - выражает единство пения, инструментальной музыки и танца. В одном древнеиндийском трактате различалось 24 поворота головы, соответственно выражавшие сострадание, удивление, страх, равнодушие, страсть и т. д., а также 57 вариантов движения рук.
В музыкальной культуре Индии танцевальная музыка занимает господствующее положение. Она всегда связана с определённым сюжетом (чаще из древних индийских легенд – особенно из эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», а также темы природы и трудовой деятельности – образы посева, жатвы, рыбной ловли).
Ритм танцевальной древнеиндийской музыки подчёркивается ударными инструментами. В старинных трактатах описано 120 ритмических типов. Одновременно звучат двудольные, трёхдольные и смешанные ритмы (полиметрия, полиритмия), характерны многочисленные акценты и синкопы. Многокрасочность создаётся богатым набором инструментов – различные барабаны, колокольчики, бубенцы, гонги и т.д.
Характерными особенностями вокально-танцевального искусства Древней Индии являются:
Вокально-инструментальный аккомпанемент к танцу. Вокалисты сами играли на ударных инструментах и сами танцевали. Текст пения как бы объяснял содержание танца. Вокальное искусство Древней Индии имело много разновидностей пения: плавные мелодии, скороговорки, сложные колоратуры, украшения, трели (при помощи горла или языка).
Импровизационный характер исполнительства, предполагающий возникновение множества вариантов при каждом новом исполнении уже известного произведения.
Значительного развития достигло в древности индийское театральное искусство. Актёр в индийском театре одновременно должен был быть певцом, поэтом и музыкантом.
Древнеиндийская музыка в целом одноголосна. В основе её ладовой системы лежит семиступенный диатонический звукоряд. Северно-индийская музыкальная система опирается на 10 ладов, южно-индийская - на 72 лада.
Философско-эстетические и теоретические принципы индийского классического искусства, в т.ч. музыки, получили обоснование в трактатах «Брихаддеши" Матанги (5-7 вв.), «Сангитаратнакара" Шарнгадевы (13 в.), "Натьяшастра" Бхараты (14 в. н.э.). Звук (нада) рассматривался в виде энергии космоса, давшей начало жизни, а ритм развития Вселенной, как считалось, воплощался посредством определённого сочетания музыкальных звуков (система тала). На основе космологических представлений, в музыке возникают аналогии семи основных звуков индийского лада с семью планетами Солнечной системы, а также звуковая градация октавы на 22 интервала менее полутона - шрути (что значит «еле доступные восприятию»). Величина шрути примерно равна четверти тона – это наименьший из доступных восприятию интервалов. Каждому музыкальному звуку соответствовал определённый поэтико-цветовой символ, а лад, составленный с учётом преобладания тех или иных тонов и опорных ступеней (вади и самвади), рассматривался как носитель конкретного образно-эмоционального содержания (табл. 3).
Таблица 3.
- Содержание
- Глава I. Музыкальная культура стран древнего мира
- § 1. Начальная стадия формирования музыкального искусства в эпоху первобытнообщинного строя
- § 2. Музыкальная культура стран Древнего Востока
- 2. Музыкальная культура Древнего Китая.
- Символика звуков китайской пентатоники
- Символика китайских музыкальных инструментов
- 3. Музыкальная культура Древней Индии.
- Символика индийского семиступенного звукоряда
- 4. Музыкальная культура Древней Палестины.
- § 3. Музыкальная культура Античности
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- Глава II. Музыкальная культура средневековья
- § 1. Западноевропейское Средневековье
- § 2. Музыкальное искусство Византии
- § 3. Музыкальная культура арабов
- Глава III. Музыкальная культура эпохи возрождения
- § 1. Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
- § 2. Национальные композиторские школы эпохи Возрождения
- 2. Итальянская школа.
- 3. Французская школа.
- 4. Немецкая школа.
- 5. Английская школа.
- 6. Испанская школа.
- Глава IV. Музыкальная культура XVII – I половины XVIII века
- § 1. Общая характеристика эпохи. Основные стили и направления художественной культуры
- § 2. Вокальная музыка барокко. Оперные школы.
- § 3. Инструментальная музыка барокко
- § 4. Георг Фридрих Гендель
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- Список сочинений Генделя
- § 5. Иоганн Себастьян Бах
- 2. Жизненный и творческий путь и. С Баха.
- 3. Органное творчество Баха.
- 4. Клавирная музыка Баха
- 5. Вокально-инструментальное творчество.
- Глава V. Музыкальная культура эпохи просвещения
- § 1. Музыкальный классицизм и основные этапы его развития
- § 2. К. В. Глюк – великий реформатор оперного театра
- § 3. Йозеф Гайдн
- 2. Симфонии и струнные квартеты.
- 3. Ораториальное творчество.
- § 4. Вольфганг Амадей Моцарт
- 2. Периодизация творчества Моцарта.
- 3. Оперная эстетика Моцарта.
- 4. Симфоническое творчество Моцарта. Симфонии. Концерты.
- 5. Фортепианное творчество Моцарта.
- § 5. Музыка Французской революции
- § 6. Людвиг ван Бетховен
- Список сочинений Бетховена:
- 2. Жизненный и творческий путь Бетховена.
- 3. Фортепианное творчество Бетховена
- 4. Симфоническое творчество Бетховена.
- Рекомендуемая литература