2. Итальянская школа.
Итальянская музыкальная культура Возрождения ознаменована развитием:
народно-бытовых и профессиональных жанров (лауда, фроттола, вилланелла, мадригал);
инструментальной музыки (органной, клавирной и особенно музыки и исполнительства на струнно-смычковых инструментах);
полифонии римской и венецианской школ.
Наиболее характерными жанрами музыкального искусства итальянского Возрождения были лауда, фроттола, вилланелла, мадригал.
Лауда - (итал. – «хвалебное песнопение») - итальянская духовная внелитургическая песня. Зачастую религиозный текст лауд сочетался с образами земных чувств и страстей. Лауда начинается рефреном, который повторяется после каждой строфы (исполнялся хором). В 13-14 вв. лауды были одноголосны, в 15 в. появились 2-х, 3-хголосные лауды, в начале 16 века - 4-хголосные.
Фроттола – многоголосная (обычно 4-хголосная) песня гомофонного склада на светский текст и народно-бытовую мелодию. Круг образов обычно любовного характера.
Вилланелла (итал. villa – деревня, villa-nella – деревенская песня). Вилланеллы обычно 3-хголосны, гомофонного склада, с чертами танцевальности, в куплетно-строфической форме. Исполнялись a cappella или под аккомпанемент лютни. Одна из музыкальных особенностей вилланеллы – квинтовые параллелизмы.
Мадригал (итал. – песня на родном (материнском) языке) – музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения, сложившийся в аристократических кругах. Обычное содержание текста мадригала – любовь во всём её многообразии (в том числе на фоне картин природы).
В 14 в. мадригалы создавались для 2-х – 3-х певческих голосов с ведущим верхним голосом.
В 15 в. мадригал исчез из композиторской практики и появился вновь в 16 в. как 4-х - 5-голосное вокальное сочинение a cappella, опирающееся на нормы полифонии "строгого стиля" (А. Вилларт, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо). Текстами служили популярные лирические стихи Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Т. Тассо. В 16 в. мадригал характеризуется свободой музыкальной композиции, которая проявлялась в различных направлениях: в отсутствии cantus firmus (все голоса сочиняются композитором), в уменьшении роли полифонии строгого стиля, в насыщении музыкальной ткани хроматизмами, привнесении звукокрасочных или эмоционально-подчёркнутых элементов. Свобода музыкальной композиции была следствием характерного для Возрождения стремления к яркому, подчас преувеличенному патетическому выражению личных мыслей и чувств.
Один из самых распространённых инструментов эпохи Возрождения – лютня. В Италии быстро развилась группа смычковых инструментов (виола, скрипка), что дало возможность извлекать сочную певучую кантилену, созданную по образу и подобию вокальной кантилены. В 15 в. появляются предшественники фортепиано - клавикорд и клавесин. Со II пол. 16 в. выдвигается плеяда выдающихся органистов (А. Вилларт, А. и Дж. Габриэли и др.).
На основе интенсивного развития народной музыки всё больше расцветала и композиторская музыка Возрождения. Наиболее влиятельными были венецианская и римская композиторские школы.
Венецианская композиторская школа:
А. Вилларт (1480 - 1562),
Андреа Габриэли (ок. 1510 - 1586) и его племянник Джованни Габриэли (ок. 1557 - 1613).
В многохорных композициях используют эффектные контрасты: антифонное пение (попеременное звучание 2-х хоров), противопоставление хора и инструментов, forte и piano. Дж. Габриэли впервые ввёл динамические обозначения. Показательны его «Священные симфонии», где мастер использует от 6 до 19 голосов в хоре и 17 инструментов, сопоставляя, чередуя и комбинируя при этом различные исполнительские составы.
В отличие от чистого вокального стиля римской школы, в Венеции культивировалось вокально-инструментальное многоголосие.
Римская композиторская школа:
Джованни Палестрина (ок.1525 - 1594).
Его сочинения, написанные для хора a cappella, стали классическим образцом полифонии строгого стиля. Автор месс (ок. 100), мотетов (св. 370), магнификатов и др. Светская музыка представлена главным образом мадригалами (более 100).
- Содержание
- Глава I. Музыкальная культура стран древнего мира
- § 1. Начальная стадия формирования музыкального искусства в эпоху первобытнообщинного строя
- § 2. Музыкальная культура стран Древнего Востока
- 2. Музыкальная культура Древнего Китая.
- Символика звуков китайской пентатоники
- Символика китайских музыкальных инструментов
- 3. Музыкальная культура Древней Индии.
- Символика индийского семиступенного звукоряда
- 4. Музыкальная культура Древней Палестины.
- § 3. Музыкальная культура Античности
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- Глава II. Музыкальная культура средневековья
- § 1. Западноевропейское Средневековье
- § 2. Музыкальное искусство Византии
- § 3. Музыкальная культура арабов
- Глава III. Музыкальная культура эпохи возрождения
- § 1. Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
- § 2. Национальные композиторские школы эпохи Возрождения
- 2. Итальянская школа.
- 3. Французская школа.
- 4. Немецкая школа.
- 5. Английская школа.
- 6. Испанская школа.
- Глава IV. Музыкальная культура XVII – I половины XVIII века
- § 1. Общая характеристика эпохи. Основные стили и направления художественной культуры
- § 2. Вокальная музыка барокко. Оперные школы.
- § 3. Инструментальная музыка барокко
- § 4. Георг Фридрих Гендель
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- Список сочинений Генделя
- § 5. Иоганн Себастьян Бах
- 2. Жизненный и творческий путь и. С Баха.
- 3. Органное творчество Баха.
- 4. Клавирная музыка Баха
- 5. Вокально-инструментальное творчество.
- Глава V. Музыкальная культура эпохи просвещения
- § 1. Музыкальный классицизм и основные этапы его развития
- § 2. К. В. Глюк – великий реформатор оперного театра
- § 3. Йозеф Гайдн
- 2. Симфонии и струнные квартеты.
- 3. Ораториальное творчество.
- § 4. Вольфганг Амадей Моцарт
- 2. Периодизация творчества Моцарта.
- 3. Оперная эстетика Моцарта.
- 4. Симфоническое творчество Моцарта. Симфонии. Концерты.
- 5. Фортепианное творчество Моцарта.
- § 5. Музыка Французской революции
- § 6. Людвиг ван Бетховен
- Список сочинений Бетховена:
- 2. Жизненный и творческий путь Бетховена.
- 3. Фортепианное творчество Бетховена
- 4. Симфоническое творчество Бетховена.
- Рекомендуемая литература