logo
Электронное пособие ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Каранькова

2. Итальянская школа.

Итальянская музыкальная культура Возрождения ознаменована развитием:

Наиболее характерными жанрами музыкального искусства итальянского Возрождения были лауда, фроттола, вилланелла, мадригал.

Лауда - (итал. – «хвалебное песнопение») - итальянская духовная внелитургическая песня. Зачастую религиозный текст лауд сочетался с образами земных чувств и страстей. Лауда начинается рефреном, который повторяется после каждой строфы (исполнялся хором). В 13-14 вв. лауды были одноголосны, в 15 в. появились 2-х, 3-хголосные лауды, в начале 16 века - 4-хголосные.

Фроттола – многоголосная (обычно 4-хголосная) песня гомофонного склада на светский текст и народно-бытовую мелодию. Круг образов обычно любовного характера.

Вилланелла (итал. villa – деревня, villa-nella – деревенская песня). Вилланеллы обычно 3-хголосны, гомофонного склада, с чертами танцевальности, в куплетно-строфической форме. Исполнялись a cappella или под аккомпанемент лютни. Одна из музыкальных особенностей вилланеллы – квинтовые параллелизмы.

Мадригал (итал. – песня на родном (материнском) языке) – музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения, сложившийся в аристократических кругах. Обычное содержание текста мадригала – любовь во всём её многообразии (в том числе на фоне картин природы).

В 14 в. мадригалы создавались для 2-х – 3-х певческих голосов с ведущим верхним голосом.

В 15 в. мадригал исчез из композиторской практики и появился вновь в 16 в. как 4-х - 5-голосное вокальное сочинение a cappella, опирающееся на нормы полифонии "строгого стиля" (А. Вилларт, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо). Текстами служили популярные лирические стихи Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Т. Тассо. В 16 в. мадригал характеризуется свободой музыкальной композиции, которая проявлялась в различных направлениях: в отсутствии cantus firmus (все голоса сочиняются композитором), в уменьшении роли полифонии строгого стиля, в насыщении музыкальной ткани хроматизмами, привнесении звукокрасочных или эмоционально-подчёркнутых элементов. Свобода музыкальной композиции была следствием характерного для Возрождения стремления к яркому, подчас преувеличенному патетическому выражению личных мыслей и чувств.

Один из самых распространённых инструментов эпохи Возрождения – лютня. В Италии быстро развилась группа смычковых инструментов (виола, скрипка), что дало возможность извлекать сочную певучую кантилену, созданную по образу и подобию вокальной кантилены. В 15 в. появляются предшественники фортепиано - клавикорд и клавесин. Со II пол. 16 в. выдвигается плеяда выдающихся органистов (А. Вилларт, А. и Дж. Габриэли и др.).

На основе интенсивного развития народной музыки всё больше расцветала и композиторская музыка Возрождения. Наиболее влиятельными были венецианская и римская композиторские школы.

Венецианская композиторская школа:

В многохорных композициях используют эффектные контрасты: антифонное пение (попеременное звучание 2-х хоров), противопоставление хора и инструментов, forte и piano. Дж. Габриэли впервые ввёл динамические обозначения. Показательны его «Священные симфонии», где мастер использует от 6 до 19 голосов в хоре и 17 инструментов, сопоставляя, чередуя и комбинируя при этом различные исполнительские составы.

В отличие от чистого вокального стиля римской школы, в Венеции культивировалось вокально-инструментальное многоголосие.

Римская композиторская школа:

Его сочинения, написанные для хора a cappella, стали классическим образцом полифонии строгого стиля. Автор месс (ок. 100), мотетов (св. 370), магнификатов и др. Светская музыка представлена главным образом мадригалами (более 100).