Содержание
ВВЕДЕНИЕ. Сущность и особенности музыкального искусства
На протяжении всей истории человечества, к каким бы эпохам и народам мы ни обратились, музыка стоит в ряду самых дорогих человеку искусств. Истинное призвание музыки – быть выражением человеческой жизни во всём её многообразии. Музыка отражает и эмоциональную, и рациональную сферы человеческой природы. Но её специфика – воздействие, в первую очередь, на сферу эмоций. Нюансы человеческих чувств порой бывают такими тонкими, что их трудно передать словами. Музыка же может выразить гамму самых разнообразных состояний человека.
«Где кончаются слова – там начинается музыка» (Генрих Гейне).
«Музыка ничего не говорит разуму: это идеально структурированная бессмыслица» (Антони Берджесс).
«Музыка создаёт чувства, которых нет в жизни» (Станислав Виткевич).
Каждое музыкальное произведение нужно рассматривать как воплощение не только конкретной темы, но и более широкого содержания – вечных основ жизни, сущности человека, коренных закономерностей человеческой психики. История музыки – история развития человеческой психологии. Композиторы мира решают одни и те же психологические проблемы. Поэтому целесообразно проследить за эволюцией идей, эмоциональных особенностей, психологических концепций, а отсюда – и средств музыкальной выразительности. Музыка тогда предстанет воплощением единой, исторически развивающейся, духовной жизни. Так мы сможем воссоздать историю человеческой воли, силы и бессилия, радости и горя, страдания и безмятежного счастья.
Настоящая музыка через индивидуальное сознание художника всегда открывает общечеловеческое. Музыка – воплощение единого мирового человека, единой общечеловеческой души. Бах, Бетховен, Чайковский не были бы великими художниками, если бы их творения отразили только их личные страдания, мысли, мечты.
«Музыка – универсальный язык человечества» (Генри Лонгфелло).
«Музыка – истинная всеобщая человеческая речь» (К. М. Вебер).
«Музыка не имеет отечества; отечество её – вся вселенная» (Ф. Шопен).
Скульптор М. Аникушин сказал: «Никто не знает, что такое музыка». Искусство не только раскрывает, но и скрывает суть человеческую. Вильгельм Ваккеродер (немецкий писатель конца XVIII века) определяет сущность музыки следующим образом:
«Музыка – это предельное проявление духа, утончённейшая стихия, из которой, как из невидимого ручья, черпают себе пищу потаённейшие грёзы души; она играет вокруг человека, хочет всего и ничего, она – орган более тонкий, чем речь, быть может, и чем мысли, дух уже не может пользоваться ею как средством, как органом, она – сама предмет, оттого живёт и парит в своей собственной чудесной сфере».
Объяснение сущности музыки и её воздействия на нас через использование всякого рода сюжетов, программ, аналогий вряд ли можно признать удовлетворительным. Чайковский тонко заметил, что «если бы музыку можно было пересказать словами, она сделалась бы попросту ненужной». Содержание музыки гораздо объёмнее и шире всяких заданных образных ориентиров.
«Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению – другое музыкальное сочинение» (И. Стравинский).
«Говорить о музыке – всё равно, что танцевать об архитектуре» (Стив Мартин).
«О музыке нужно писать нотами» (Болеслав Пашковский).
Таким образом, секретность, таинство музыки – в её гигантском охвате явлений человеческого духа во всей его целостности и бесконечности.
«Бах почти заставляет меня поверить в Бога» (Роджер Фрай).
«Без музыки жизнь была бы ошибкой» (Фридрих Ницше).
«Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия» (Лев Толстой).
- Содержание
- Глава I. Музыкальная культура стран древнего мира
- § 1. Начальная стадия формирования музыкального искусства в эпоху первобытнообщинного строя
- § 2. Музыкальная культура стран Древнего Востока
- 2. Музыкальная культура Древнего Китая.
- Символика звуков китайской пентатоники
- Символика китайских музыкальных инструментов
- 3. Музыкальная культура Древней Индии.
- Символика индийского семиступенного звукоряда
- 4. Музыкальная культура Древней Палестины.
- § 3. Музыкальная культура Античности
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- Глава II. Музыкальная культура средневековья
- § 1. Западноевропейское Средневековье
- § 2. Музыкальное искусство Византии
- § 3. Музыкальная культура арабов
- Глава III. Музыкальная культура эпохи возрождения
- § 1. Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
- § 2. Национальные композиторские школы эпохи Возрождения
- 2. Итальянская школа.
- 3. Французская школа.
- 4. Немецкая школа.
- 5. Английская школа.
- 6. Испанская школа.
- Глава IV. Музыкальная культура XVII – I половины XVIII века
- § 1. Общая характеристика эпохи. Основные стили и направления художественной культуры
- § 2. Вокальная музыка барокко. Оперные школы.
- § 3. Инструментальная музыка барокко
- § 4. Георг Фридрих Гендель
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- Список сочинений Генделя
- § 5. Иоганн Себастьян Бах
- 2. Жизненный и творческий путь и. С Баха.
- 3. Органное творчество Баха.
- 4. Клавирная музыка Баха
- 5. Вокально-инструментальное творчество.
- Глава V. Музыкальная культура эпохи просвещения
- § 1. Музыкальный классицизм и основные этапы его развития
- § 2. К. В. Глюк – великий реформатор оперного театра
- § 3. Йозеф Гайдн
- 2. Симфонии и струнные квартеты.
- 3. Ораториальное творчество.
- § 4. Вольфганг Амадей Моцарт
- 2. Периодизация творчества Моцарта.
- 3. Оперная эстетика Моцарта.
- 4. Симфоническое творчество Моцарта. Симфонии. Концерты.
- 5. Фортепианное творчество Моцарта.
- § 5. Музыка Французской революции
- § 6. Людвиг ван Бетховен
- Список сочинений Бетховена:
- 2. Жизненный и творческий путь Бетховена.
- 3. Фортепианное творчество Бетховена
- 4. Симфоническое творчество Бетховена.
- Рекомендуемая литература