Символика индийского семиступенного звукоряда
Музыкальные звуки | Социа льная группа | Планеты | Созвез дия | Цвет | Живо тные | Органы тела | Этическое воздействие |
Шадджа | Брахманы | Сатурн | Водо лей | Цвет лотоса | Павлин | Душа | Изумление и героизм
|
Ришабха | Кшатрии (воины)
| Венера | Весы | Оран жевый | Бык | Голова | Гнев |
Гандхара | Вайшья (земледель цы и торгов цы) | Луна | Рыбы | Цвет золота | Козел | Руки | Умиро тво рение |
Мадхьяма | Брахманы | Солнце | Лев | Цвет жасмина
| Кроншнеп | Грудь | Любовь |
Панчама | Брахманы | Меркурий | Дева
| Белый | Кокила | Шея | Любовь |
Дхайвата | Кшатрии | Юпитер | Стре лец
| Желтый | Лошадь | Бедра | Отвращение |
Нищада | Шудры (слуги) | Марс | Скорпион | Пестрый | Слон | Ноги | Сострадание |
Индийское музыкальное мышление в корне отличается от европейского. Его основой стала концепция раги (от санскритского «краска», «окрашивать», но также и «чувство, страсть»). Подобно арабскому макаму, рага имеет несколько семантических уровней:
принцип ладово-мелодического и метроритмического развёртывания (тала);
специфическая ладовая организация;
психоэмоциональный строй мелодии.
Считалось, что под влиянием рага у человека зарождаются определённые настроения и чувства – раса. Индийцы различают 9 основных раса: любовь, веселье, сочувствие, гнев, отвага, ужас, отвращение, изумление, покой. Нередко характер раса связан с картинами природы, с пейзажем (некоторые раса имеют название: «Весна», «Вечерняя краска», «Медовый цветок» и т.д.).
Содержание той или иной раги определено, с одной стороны, ладом, с другой – ритмом. Выбор в качестве доминирующей ступени лада того или иного звука (свара) определяет характер раса всей раги в целом. Например, если преобладает первая ступень лада – шадджа – то возбуждается раса изумления, героики и отваги.
Исполнение определённых рага предписывалось в предустановленное время суток (раги раннего утра, заката солнца, сумерек и т.д.) и года, подчинялось движению светил и т.д. Если данная рага не совпадает с предопределённым для неё временем звучания, то композиция, по мнению древнеиндийских философов и музыкантов, может оказать вредное воздействие на человека, вплоть до возникновения у него смертельной болезни.
Таким образом, в раговой композиции (как вокальной, так и инструментальной) нет такого уровня музыкальной организации, который не подчинился бы единой задаче воссоздания свойственной той или иной раге ментальной природы. Вся эстетико-философская система индийской классической музыки призвана гармонизировать и соединить в неразрывном целом Космос, Звук и Человека.
Музыкальный инструментарий:
струнно-щипковые - вина, ситар, тампура;
струнно-смычковые – саранги, рабаб;
духовые - разновидности флейты, гобоя;
ударные - табла, гонги, тарелки (особая техника игры: удар не кистью, а пальцами – извлекаются тоны определённой высоты).
- Содержание
- Глава I. Музыкальная культура стран древнего мира
- § 1. Начальная стадия формирования музыкального искусства в эпоху первобытнообщинного строя
- § 2. Музыкальная культура стран Древнего Востока
- 2. Музыкальная культура Древнего Китая.
- Символика звуков китайской пентатоники
- Символика китайских музыкальных инструментов
- 3. Музыкальная культура Древней Индии.
- Символика индийского семиступенного звукоряда
- 4. Музыкальная культура Древней Палестины.
- § 3. Музыкальная культура Античности
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- Глава II. Музыкальная культура средневековья
- § 1. Западноевропейское Средневековье
- § 2. Музыкальное искусство Византии
- § 3. Музыкальная культура арабов
- Глава III. Музыкальная культура эпохи возрождения
- § 1. Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
- § 2. Национальные композиторские школы эпохи Возрождения
- 2. Итальянская школа.
- 3. Французская школа.
- 4. Немецкая школа.
- 5. Английская школа.
- 6. Испанская школа.
- Глава IV. Музыкальная культура XVII – I половины XVIII века
- § 1. Общая характеристика эпохи. Основные стили и направления художественной культуры
- § 2. Вокальная музыка барокко. Оперные школы.
- § 3. Инструментальная музыка барокко
- § 4. Георг Фридрих Гендель
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- Список сочинений Генделя
- § 5. Иоганн Себастьян Бах
- 2. Жизненный и творческий путь и. С Баха.
- 3. Органное творчество Баха.
- 4. Клавирная музыка Баха
- 5. Вокально-инструментальное творчество.
- Глава V. Музыкальная культура эпохи просвещения
- § 1. Музыкальный классицизм и основные этапы его развития
- § 2. К. В. Глюк – великий реформатор оперного театра
- § 3. Йозеф Гайдн
- 2. Симфонии и струнные квартеты.
- 3. Ораториальное творчество.
- § 4. Вольфганг Амадей Моцарт
- 2. Периодизация творчества Моцарта.
- 3. Оперная эстетика Моцарта.
- 4. Симфоническое творчество Моцарта. Симфонии. Концерты.
- 5. Фортепианное творчество Моцарта.
- § 5. Музыка Французской революции
- § 6. Людвиг ван Бетховен
- Список сочинений Бетховена:
- 2. Жизненный и творческий путь Бетховена.
- 3. Фортепианное творчество Бетховена
- 4. Симфоническое творчество Бетховена.
- Рекомендуемая литература