logo
Электронное пособие ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Каранькова

Символика индийского семиступенного звукоряда

Музыкальные

звуки

Социа

льная группа

Планеты

Созвез

дия

Цвет

Живо

тные

Органы тела

Этическое воздействие

Шадджа

Брахманы

Сатурн

Водо

лей

Цвет лотоса

Павлин

Душа

Изумление и героизм

Ришабха

Кшатрии (воины)

Венера

Весы

Оран

жевый

Бык

Голова

Гнев

Гандхара

Вайшья (земледель

цы и торгов

цы)

Луна

Рыбы

Цвет золота

Козел

Руки

Умиро

тво

рение

Мадхьяма

Брахманы

Солнце

Лев

Цвет жасмина

Кроншнеп

Грудь

Любовь

Панчама

Брахманы

Меркурий

Дева

Белый

Кокила

Шея

Любовь

Дхайвата

Кшатрии

Юпитер

Стре

лец

Желтый

Лошадь

Бедра

Отвращение

Нищада

Шудры (слуги)

Марс

Скорпион

Пестрый

Слон

Ноги

Сострадание

Индийское музыкальное мышление в корне отличается от европейского. Его основой стала концепция раги (от санскритского «краска», «окрашивать», но также и «чувство, страсть»). Подобно арабскому макаму, рага имеет несколько семантических уровней:

Считалось, что под влиянием рага у человека зарождаются определённые настроения и чувства – раса. Индийцы различают 9 основных раса: любовь, веселье, сочувствие, гнев, отвага, ужас, отвращение, изумление, покой. Нередко характер раса связан с картинами природы, с пейзажем (некоторые раса имеют название: «Весна», «Вечерняя краска», «Медовый цветок» и т.д.).

Содержание той или иной раги определено, с одной стороны, ладом, с другой – ритмом. Выбор в качестве доминирующей ступени лада того или иного звука (свара) определяет характер раса всей раги в целом. Например, если преобладает первая ступень лада – шадджа – то возбуждается раса изумления, героики и отваги.

Исполнение определённых рага предписывалось в предустановленное время суток (раги раннего утра, заката солнца, сумерек и т.д.) и года, подчинялось движению светил и т.д. Если данная рага не совпадает с предопределённым для неё временем звучания, то композиция, по мнению древнеиндийских философов и музыкантов, может оказать вредное воздействие на человека, вплоть до возникновения у него смертельной болезни.

Таким образом, в раговой композиции (как вокальной, так и инструментальной) нет такого уровня музыкальной организации, который не подчинился бы единой задаче воссоздания свойственной той или иной раге ментальной природы. Вся эстетико-философская система индийской классической музыки призвана гармонизировать и соединить в неразрывном целом Космос, Звук и Человека.

Музыкальный инструментарий: