4. Симфоническое творчество Моцарта. Симфонии. Концерты.
К жанрам симфонической музыки, созданной Моцартом, принадлежат симфонии, серенады, дивертисменты, кассации (жанр, близкий серенаде), концерты для различных инструментов с оркестром.
На протяжении всей жизни Моцарт работал одновременно над операми и инструментальными сочинениями, что обусловило их взаимовлияние: оперная музыка обогащается приёмами симфонического развития, инструментальная – проникается певучестью. Многие музыкальные образы симфонических и камерных произведений Моцарта близки ариям и ансамблям из его опер (Г. П.Iчасти симфонии № 40 и ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я»; «ария с портретом» Тамино из «Волшебной флейты» и темаIIчасти симфонии № 40).
Образы моцартовских симфоний:
лирические
танцевальные
драматические
философские.
Драматизм нередко достигался наличием контрастных элементов внутри одной темы – характерная черта моцартовского стиля, получившая развитие в творчестве Бетховена (Г. П. Iчасти симфонии № 41 «Юпитер», состоящая из 2-х контрастных элементов: мужественно-героического и лирического). Наличие в одной теме двух контрастных элементов является стимулом последующего развёртывания, сопоставления и столкновения различных музыкальных образов.
Первые симфонии Моцарт написал в 8-летнем возрасте под впечатлением от симфоний И.К. Баха. Ранние симфонии Моцарта близки к сюите, серенаде, дивертисменту и не обладают органическим единством цикла.
Три самые знаменитые симфонии Моцарта созданы в 1788 г.:
№ 39 Es-dur– героико-драматическая, светлая, на основе танцевальных тем;
№ 40 g-moll– лирически-экспрессивная, трепетно-взволнованная. Её иногда называют «вертеровской», т.к. она, как и «Страдания молодого Вертера» Гёте, рождена в атмосфере периода «Бури и натиска» с его повышенной эмоциональностью, разливом чувств, предвосхищая, тем самым, романтический симфонизм.
№ 41 C-dur(«Юпитер») – величественная, монументальная (название дано не Моцартом). Её особенностью является, что всё развитие ведёт к монументальному финалу, венчающему симфонию, как величественный купол венчает грандиозный собор (финал представляет собой сочетание сонатногоallegroи тройной фуги).
Одно из значительных мест в творчестве Моцарта занимают концерты для различных инструментов в сопровождении оркестра. Концерт классического типа содержит две экспозиции:
I- экспозиция оркестра, где излагается основной тематический материал
II– экспозиция солирующего инструмента.
Сольная партия отличалась виртуозностью. Свободная виртуозная каденция (после К64перед кодойIчасти) была рассчитана на импровизацию солиста. Лишь вXIXвеке каденции стали сочиняться самим композитором.IIчасть концерта – медленная,IIIчасть – жанровый финал.
Среди многочисленных концертов Моцарта выделяются фортепианные – d-moll,c-moll,C-dur,Es-dur; скрипичные -D-dur,A-dur. Это шедевры концертно-симфонической музыки. Концерты Моцарта не менее симфоничны, чем его симфонии.
Оркестр Моцарта того же состава, что и оркестр Гайдна (парный). Однако Моцарт больше использовал экспрессивные свойства инструментов, их певучесть (особенно струнных).
- Содержание
- Глава I. Музыкальная культура стран древнего мира
- § 1. Начальная стадия формирования музыкального искусства в эпоху первобытнообщинного строя
- § 2. Музыкальная культура стран Древнего Востока
- 2. Музыкальная культура Древнего Китая.
- Символика звуков китайской пентатоники
- Символика китайских музыкальных инструментов
- 3. Музыкальная культура Древней Индии.
- Символика индийского семиступенного звукоряда
- 4. Музыкальная культура Древней Палестины.
- § 3. Музыкальная культура Античности
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- 1. Музыкальное искусство Древней Греции.
- 2. Музыкальное искусство Древнего Рима.
- Глава II. Музыкальная культура средневековья
- § 1. Западноевропейское Средневековье
- § 2. Музыкальное искусство Византии
- § 3. Музыкальная культура арабов
- Глава III. Музыкальная культура эпохи возрождения
- § 1. Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
- § 2. Национальные композиторские школы эпохи Возрождения
- 2. Итальянская школа.
- 3. Французская школа.
- 4. Немецкая школа.
- 5. Английская школа.
- 6. Испанская школа.
- Глава IV. Музыкальная культура XVII – I половины XVIII века
- § 1. Общая характеристика эпохи. Основные стили и направления художественной культуры
- § 2. Вокальная музыка барокко. Оперные школы.
- § 3. Инструментальная музыка барокко
- § 4. Георг Фридрих Гендель
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- 1. Жизненный и творческий путь г. Ф. Генделя.
- 2. Характеристика творческого стиля Генделя.
- Список сочинений Генделя
- § 5. Иоганн Себастьян Бах
- 2. Жизненный и творческий путь и. С Баха.
- 3. Органное творчество Баха.
- 4. Клавирная музыка Баха
- 5. Вокально-инструментальное творчество.
- Глава V. Музыкальная культура эпохи просвещения
- § 1. Музыкальный классицизм и основные этапы его развития
- § 2. К. В. Глюк – великий реформатор оперного театра
- § 3. Йозеф Гайдн
- 2. Симфонии и струнные квартеты.
- 3. Ораториальное творчество.
- § 4. Вольфганг Амадей Моцарт
- 2. Периодизация творчества Моцарта.
- 3. Оперная эстетика Моцарта.
- 4. Симфоническое творчество Моцарта. Симфонии. Концерты.
- 5. Фортепианное творчество Моцарта.
- § 5. Музыка Французской революции
- § 6. Людвиг ван Бетховен
- Список сочинений Бетховена:
- 2. Жизненный и творческий путь Бетховена.
- 3. Фортепианное творчество Бетховена
- 4. Симфоническое творчество Бетховена.
- Рекомендуемая литература