logo search
7_MUZYKALNAYa_LITERATURA

Тема 7. Музыка в театре (7 часов).

Театр как вид искусства. Основные музыкально-сценические жанры: опера, балет, оперетта, мюзикл, музыка к драматическому спектаклю.

Новые понятия: театральное представление (спектакль), сценическое действие, драматург, режиссер, либретто, либреттист, премьера, суфлёр, драма, комедия, пьеса, музыкальный театр, действие (акт), картина, пантомима, дивертисмент, артист, ария, романс, речитатив, хореография, хореограф, балетмейстер, пуанты.

Одни из них требуют тщательного разъяснения для свободного употребления в дальнейшем, другие же - лишь верного понимания в контексте.

Музыка в драматическом театре. Э.Григ Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1 час).

Музыка в драматическом театре, ее функции. Создание великими композиторами замечательных образцов музыки к драматическим спектаклям. Музыка Грига к драме Ибсена - наиболее известное произведение композитора. Яркое и самобытное отражение в ней образов драмы, природы Норвегии, народной фантастики. Богатство и национальное своеобразие выразительных средств, используемых композитором.

Музыкальный материал: Утро, «На свадьбе», «Жалоба Ингрид», «Танец дочери Горного короля», «В пещере горного короля», «Смерть Озе», «Арабский танец», «Танец Анитры», «Возвращение Пера на родину», «Песня Сольвейг».

Балет (3 часа).

Основные черты балета как музыкально-сценического жанра; объединение в нем музыки, танца и сценического действия. Исторические корни балета. Краткая история становления балета. Типичные сюжеты. Основные элементы балетного спектакля. Чайковский — создатель русского классического балета. «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

Музыкальный материал:

1. «Лебединое озеро»: Вступление, «Тема лебедей», «Танец маленьких лебедей», Адажио Одетты и Принца Зигфрида, «Танец с кубками», «Русский танец», «Венгерский танец», «Мазурка», «Испанский танец», «Неаполитанский танец», «Поединок» (4 д.), Финал.

2. «Щелкунчик»: «Украшение ёлки», «Марш», «Детский танец», крёстный дарит Щелкунчика, «Гросфатер», «Разъезд гостей», «Клара у ёлки. Звон часов», «Битва и победа», «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов», «Испанский танец», «Арабский танец», «Китайский танец», «Русский танец», «Танец пастушков», «Танец Феи Драже», «Па-де-де Клары и Принца», финал, кода.

Опера. М.И. Глинка Опера «Руслан и Людмила» (3 часа).

Определение. Синтетичность оперного жанра. Ведущее значение музыки. Единство вокального и инструментального начала. Основные элементы оперы: ария и ее разновидности, ансамбли, хоры, балетные сцены и оркестровые номера. Различные типы опер. Обращение к оперному жанру великих композиторов России и Европы.

Глинка и Пушкин. Сюжет и композиция оперы «Руслан и Людмила», ее сказочно-эпические черты. Яркое воплощение в музыке образов поэмы Пушкина, Светлый, жизнеутверждающий характер произведения. Характерные черты отдельных эпизодов музыки.

Музыкальный материал: Увертюра. 1 действие. Песня Баяна «Дела давно минувших дней», ария Людмилы, хор «Лель таинственный» (фрагмент до сцены похищения), сцена похищения «Что случилось?», «Тема Черномора», квартет «Какое чудное мгновенье», сцена Наины и Фарлафа, рондо Фарлафа. 2 действие. Вступление, речитатив, сцена и ария Руслана, «Рассказ Головы», «Персидский хор». 3 действие. Ария Людмилы, «Марш Черномора, «Арабский танец», «Турецкий танец», «Лезгинка», сцена «Погибнет нежданный пришелец!». 4 действие. Хоры «Ах ты, свет Людмила», «Не проснётся птичка», сцена появления Руслана и пробуждения Людмилы, хор «Слава великим богам!»