Тема 11. Классицизм (3 часа).
Классицизм (от латинского classicus - образцовый) - стиль и направление в литературе и искусстве XVII- начала XIX века. Основные художественные принципы. Классицизм в литературе, живописи, архитектуре.
Классицизм в музыке - это сочетание особой глубины и разнообразия содержания, ясности и простоты с исключительным совершенством и отточенностью форм. Музыкальный классицизм XVIII века - «венский классицизм». Творчество живших и творивших в Вене Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. К ним примыкает Кристоф Виллибальд Глюк, начавший в Вене свою оперную реформу.
Сложное, но наиболее полное, всеохватное определение классицизма дал В.В. Медушевский: «Генеральный принцип… - уже не молитва и не проповедь, а восторженное любование совершенством интенсивного развития в кристалле результирующей одномоментности, несущей в себе отблеск божественной красоты».
Истоки венского классицизма. Широта охвата жизненного содержания в сочинениях венских классиков. Особенности музыкального языка (мелодики, ритма, гармонического склада), утверждение музыкальной темы не только как носителя определённой выразительности, но и как художественного образа, заключающего в себе богатые потенциальные возможности развития. Высочайшее мастерство в области тематического развития, разработки темы.
Основная и наиболее характерная музыкальная форма - сонатное allegro. Решающий вклад в область формирования сонатного allegro, создание классического типа этой формы. Сонатное allegro - «краеугольный камень» многочастных инструментальных форм. Классический тип сонатно-симфонического цикла. Связь мощного развития инструментальной музыки с развитием инструментария. Формирование симфонического оркестра.
Жанры. Окончательная кристаллизация жанров классической симфонии, сонаты, концерта, квартета и т. п., классическая сонатная и вариационная формы. Реформа оперных жанров.
Создатель жанра симфонии - Й. Гайдн. Симфония - произведение, в котором выражаются философские основы эпохи. Каждое поколение вписывает новое содержание в рамки, предписанные Гайдном, но это содержание неизменно остается крайне значительным и касается самых основ бытия.
Камерно-инструментальная музыка: смена прежних многообразных объединений строго регламентированными устойчивыми составами. Первостепенное значение фортепиано, постепенно вытеснившего клавикорд и клавесин. Изменение трактовки инструмента.
Венский классицизм как художественное направление складывалась по мере продвижения к творческой зрелости старших его представителей - Гайдна и Моцарта. А творчество позднего Бетховена выходит уже за пределы типичного для всего венской школы стиля.
Творчество композиторов венской классической школы - одна из вершин мирового музыкального искусства. Влияние венского классицизма на всё последующее развитие музыкального искусства. Яркость и глубина тематизма, логичность и целеустремлённость развития, строгость и вместе с тем одухотворённость и свобода форм сочинений композиторов венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.
- Образовательная программа по учебному предмету
- Структура программы учебного предмета
- 1.Пояснительная записка
- 2. Содержание учебного предмета
- 3. Содержания учебного предмета. Первый год обучения.
- Тема 1. Вводное занятие. Музыка в жизни человека (1 час).
- Тема 2. Содержание музыкальных произведений (4 часа).
- Тема 3. Выразительные средства музыки (2 часа).
- Тема 4. Программно-изобразительная музыка (3 часа).
- Тема 5. Песни, марш и танец или с чего начинается музыка (7 часов).
- Тема 6. Оркестр (6 часов).
- Тема 7. Музыка в театре (7 часов).
- Второй год обучения.
- Тема 1. Введение (1 час). Повторение материала, пройденного на первом году обучения (элементы музыкального языка, формы и жанры, программность в музыке, оркестр, виды, состав, опера).
- Тема 2. Музыка от древнейших времён до XVIII века (4 часа).
- Тема 3. Иоганн Себастьян Бах (5 часов).
- Тема 4. Йозеф Гайдн (5 часов).
- Тема 5. В. Моцарт (4 часа).
- Тема 6. Л. Бетховен (4 часа).
- Тема 7. Романтизм как художественное направление (1 час)
- Тема 8. Ф. Шуберт (4 часа).
- Тема 9. Ф. Шопен (3часа).
- Третий год обучения.
- Тема 10. Вводное занятие (1 час). Повторение пройденного материала.
- Тема 11. Роберт Шуман. Обзорно (1 час).
- Тема 12. Г.Берлиоз. Обзорно (1 час).
- Тема 13.Ференц Лист. Обзорно. (1 час).
- Тема 14. Итальянская опера первой половины XIX века. Обзорно(1 час).
- Тема 15. Рихард Вагнер. Обзорно. (1 час).
- Тема 16. Дж. Верди. Обзорно (1 час).
- Тема 17. Музыка Франции второй половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 18. Чешская музыкальная культура второй половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 19. Музыкальная культура Франции рубежа XIX-XX столетий. Обзорно (2 часа).
- Тема 23. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX-начала XX столетий. Обзорно (1 час).
- Тема 1. Народное искусство России (9 часов).
- Тема 2. Русская профессиональная музыка с древних времён до начала XIX века (3 часа).
- Тема 3. Русская музыкальная культура первой половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 4. М.И.Глинка (6 часов).
- Четвёртый год обучения.
- Тема 5. Вводное занятие. Повторение пройденного материала (1 час).
- Тема 6. А.С.Даргомыжский (2 часа).
- Тема 7. Русская музыкальная культура второй половины XIX века (2 часа).
- Тема 8. А.П.Бородин (4 часа).
- Тема 9. М.П.Мусоргский (6 часов).
- Тема 10. Н.А.Римский-Корсаков (6 часов).
- Тема 11. П.И.Чайковский (8 часов).
- Тема 12. Русская музыкальная культура конца XIX – начала XX века (1 час).
- Тема 13. А.К.Лядов. Обзорно (1 час).
- Пятый год обучения
- Тема 14. А.К.Глазунов. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 15. С.И.Танеев. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 16. А.Н.Скрябин. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 17. С.В.Рахманинов. Обзорно (3 часа).
- Тема 18. М.К.Чюрлёнис. Обзорно (1,5часа).
- Тема 19. И.Ф.Стравинский (3 часа).
- Тема 20. Отечественная музыкальная культура после 1917 года (4,5 часа).
- Тема 21. С.С.Прокофьев (7,5 часов).
- Тема 22. Д.Д.Шостакович (4,5 часа).
- Тема 23. А.И.Хачатурян. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 24. Г.В.Свиридов. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 25. Музыкальная культура России 1950-х – 2000-х годов (1,5 часа).
- Тема 26. Творчество композиторов а.Шнитке, э.Денисова, с.Губайдулиной. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 27. Творчество композиторов с.Слонимского, б.Тищенко,в.Гаврилина. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 1. Музыкальная культура Западной Европы и сша первой половины хх века (3 часа).
- Тема 2. Музыкальная культура Европы и сша второй половины хх века (1,5 часа).
- Тема 3. Джаз. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 4. Массовая культура хх века. Обзорно (1,5 часа).
- Шестой (дополнительный) год обучения.
- Тема 1. Выразительные средства музыки. Музыкальные формы и жанры (6 часов).
- Тема 2. Музыка в театре. Балет (3 часа).
- Тема 3. Музыка в театре. Опера (4,5 часа).
- Тема 4. Музыка в театре. Оперетта. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 5. Музыка в драматическом театре. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 6. Мюзикл (1,5 часа).
- Тема 7. Жанр и стиль в музыке (4,5 часа).
- Тема 8. Духовная и церковная (богослужебная) музыка композиторов Западной Европы. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 9. Русское богослужебное пение. Обзорно (3 часа).
- Тема 10. Барокко (3 часа).
- Тема 11. Классицизм (3 часа).
- Тема 12. Романтизм (3 часа).
- Тема 13. Импрессионизм (1,5 часа).
- Тема 14. Новейшие течения музыки хх века (1,5 часа).
- Тема 15. Отечественная музыка (3 часа).
- Тема 16. Музыкальная жизнь России на современном этапе (1,5 часа).
- Тема 17. Музыкальная культура Воронежского края. Современная музыкальная жизнь города Воронежа (3 часа).
- 4. Требования к уровню подготовки обучающихся
- 5. Формы и виды контроля, система оценок.
- 6. Методическое обеспечение учебного процесса
- 7. Список литературы и средств обучения
- 4.4 Интернет ресурсы.