logo
7_MUZYKALNAYa_LITERATURA

Тема 21. С.С.Прокофьев (7,5 часов).

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) — выдающийся русский компо­зитор первой половины XX века. Связь искусства Прокофьева с его эпохой, с условиями, в которых жил и творил композитор. Самобытность его музыки, сочетающей черты отечественной классики с новизной выразительных средств, новаторским подходом к решению творческих задач. Влияние музыки Прокофьева на младших современников композитора. Многогранность и универсализм творческой деятельности.

Жизненный и творческий путь: важнейшие вехи и события, периодизация. Обзор творческого наследия. Тематическое и жанровое богатство, разнооб­разие сочинений Прокофьева. Обращение композитора к истории и современнос­ти, произведениям классической литературы и сказочным образам. Жанры теат­ральной музыки, кан­таты, оратория, другие вокальные произведения. Инструментальная музыка Прокофьева: симфонии, сюиты, концерты, фортепианные произведения, ансамбли. Сочинения для детей. Необычные жанровые черты симфонической сказки «Петя и волк» и вокальной сказки «Гадкий утенок».

Произведения для фортепиано. Прокофьев-пианист. Формирование само­бытного фортепианного стиля композитора. Разнообразие жанров фортепианной музыки: пьесы, циклы, сонаты, концерты. Обусловленность фортепианного стиля исполнительским искусством Прокофьева. Цикл пьес «Детская музыка» (обзорно).

Кантата «Александр Невский». Основные признаки жанра; происхождение кантаты. Сотрудничество с Эйзенштейном в создании киномузыки. Композиция кантаты и состав исполнителей. Историко-патриотическая тема произведения и героико-эпический характер музыки. Противопоставление обра­зов русского народа и тевтонских рыцарей. Композиционные и художественные особенности отдельных частей.

Балет «Ромео и Джульетта». Воплощение образов трагедии Шекспира. Тра­диции и новаторство балетного театра Прокофьева. Композиционные особенности. Драматургическое единство спек­такля. Образы добра и зла. Воспевание красоты и нравственного величия любви. Яркость музыкальных характеристик. Постановка балета на сценах музыкальных театров мира. Г.Уланова - выдающаяся исполнительница партии Джульетты в хо­реографической версии балетмейстера Л.Лавровского (Ленинград, 1940 г.).

Балет «Золушка». Сказочная тема в творчестве Прокофьева. Развитие традиций русско­го классического балета. Особенности структуры. Утверждение идеалов добра, красоты и благородства человека, их противопоставление миру злобы, зависти, эгоизма. Музыкальные портреты-характеристики основных персонажей; своеобра­зие выразительных средств в каждом, из них.

Трактовка симфонического жанра. Театральность инструментальной музыки. Симфония № 1 Ре-мажор (фрагменты). Симфония № 7 до-диез минор. Общая характеристика цикла и разбор первой части.

Значение творчества Прокофьева для дальнейшего развития музыкального искусства. Огромный рост популярности произведений Прокофьева во всем мире.

Музыкальный материал:

    1. Цикл пьес для фортепиано «Детская музыка» (фрагменты).

    2. Симфоническая сказка «Петя и волк» (фрагмент).

    3. Первый концерт для фортепиано с оркестром 1 часть (фрагмент).

    4. Симфонии № 1 Ре-мажор (фрагменты), № 7 до-диез минор.

    5. Кантата «Александр Невский».

    6. Балет «Золушка»: «Па-де-шаль», «Золушка», «Фея-нищенка», «Гавот» (урок танца), мечты Золушки о бале, «Кузнечики и стрекозы», сцена с часами, «Звёздный вальс», танец на балу, дуэт Золушки и Принца, полночь и бой часов, первый «Галоп» Принца, «Соблазн», пробуждение Золушки, встреча Принца и Золушки, «аморозо».

    7. Балет «Ромео и Джульетта»: вступление, «Улица просыпается», схватка, «.Джульетта-девочка», «Маски», менуэт, «Танец рыцарей», танец Джульетты с Парисом, сцена у балкона, «Патер Лоренцо», венчание, схватка и смерть Тибальда, прощание Ромео и Джульетты, Джульетта выпивает напиток, «Утренняя серенада», «Ромео у могилы Джульетты».