6. Методическое обеспечение учебного процесса
Материально – техническое обеспечение учебного предмета.
Реализация образовательной программы учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» обеспечивается учебной аудиторией для групповых занятий, фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью и оформляются наглядными пособиями;
Оборудование учебной аудитории включает: стол, стулья, ноты, шкафы для хранения нотных сборников и дидактических материалов.
Нормативно – методические материалы:
- федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе;
- примерные программы для детских музыкальных школ и детских школ искусств;
- образовательная программа по учебному предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»;
- фонд оценочных средств;
- журнал учета успеваемости и посещаемости обучающегося.
Методические рекомендации педагогическим работникам
При разработке данной программы предмета «Музыкальная литература» за основу была принята классическая программа Лагутина А.И., опирающаяся на историко-биографический принцип изучения материала, в отличие от жанрового принципа программы Е.Б.Лисянской и аспектного принципа программы Б.Р.Иофиса. Также учитываются методические рекомендации, содержащиеся в программах по музыкальной литературе для среднего профессионального образования Н.К.Казарян и О.А.Скрынниковой.
Форма проведения учебных занятий – мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Продолжительность урока 45 минут. Основная форма аудиторной работы – урок (важнейшее место на котором занимает активное слушание музыки) - дополняется иными формами работы: лекции, беседы, семинар, дискуссии, тестирование, защита реферата, видеочас, музыкальный салон, исследовательская работа, конкурс, диспут, мастер-класс и другие.
Современный педагог имеет дело с современными «компьютеризированными» учениками. В связи с этим программа предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» дополнена списком интернет-сайтов, где обучающиеся (по рекомендации преподавателя или самостоятельно) могут найти дополнительную информацию по изучаемому предмету.
В цикле учебных дисциплин ДШИ предмет «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» призван решать многообразные учебно-воспитательные задачи: развитие слуха учащихся, обогащение их музыкальных представлений, приобретение музыкально-исторических знаний и специальных аналитических навыков, расширение общего и музыкального кругозора детей. Полученные на уроках музыкальной литературы знания должны стать базой для дальнейшего освоения мира искусства и составления собственного мнения о нём. Этот предмет закладывает важнейшие основы профессиональных знаний и навыков.
Музыкальная литература является едва ли не самым комплексным предметом. Она опирается как на теоретические дисциплины (теория, гармония, анализ форм), так и на гуманитарные науки (история, литература, смежные виды искусств). Особая роль предмета заключается в том, что в его рамках обсуждаются вопросы мировоззренческого, этического характера. Изучение музыкальной литературы – составная часть единого и многостороннего процесса музыкального воспитания и обучения. Решение этого комплекса задач нацелено на формирование музыкально-эстетической позиции ученика, его художественного вкуса, иными словами – способности воспринимать и ценить красоту музыки.
В настоящей программе учебный материал систематизирован по традиционному для подобного рода дисциплин историко-хронологическому принципу (исключение - первый год обучения). Линейное расположение материала в сочетании с концентрическим методом при освоении понятийных знаний, позволяет знакомиться с биографиями и творческим наследием композиторов и в то же время – осознавать взаимосвязь эпох и стилей, чётко представлять процесс развития музыкального искусства. Этот принцип изучения учебного материала формирует целостное представления о музыкальной культуре и ее месте в мировом художественном наследии.
Программа предмета «Музыкальная литература» расширена по объёму изучаемого материала (по сравнению с названными традиционными программами) и сроку реализации (пять основных лет и шестой дополнительный согласно ФГТ).
В ней усилен акцент на значение музыкального фольклора как основы классического искусства, введён новый раздел - русское народное творчество (ранее отсутствовавший в программах по музыкальной литературе), существенно расширен музыкально-иллюстративный материал при сохранении «золотого» фонда композиторов-классиков, шедевров театральной и инструментальной музыки.
Реализация данной программы предполагает использование традиционных методов педагогики – словесный, поисковый, практический, наглядно-демонстрационный, игровой, метод проблемного изложения, импровизации, метод размышления о музыке.
Основополагающим является поисковый метод, активизирующий самостоятельное мышление учащихся при знакомстве с музыкальными произведениями. Процесс слушания музыки должен не только вызывать у учащихся желание разобраться в конкретном произведении, но и пробуждать необходимость к выражению своего собственного мнения по поводу прослушанного.
Очень важен метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки, предполагающий такую совместную деятельность учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях:
а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи;
б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся;
в) освоение общих художественно-эстетических свойств музыкального произведения.
Очень важен в работе педагога-музлитератора метод эмоциональной драматургии урока, то есть разработка учителем сценария урока – определении последовательности учебных задач, содержания и объема звучащей музыки, момента кульминации урока, последействия, эмоционального тонуса в зависимости от акцента на том или ином сочинении, уровня общего и музыкального развития учащихся и т.д.
Метод концентрической организации музыкального материала выражается в повторении одних и тех же произведений с разными задачами на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы).
Метод художественного контекста - выхода за пределы музыки - реализуется в процессе связи конкретных музыкальных произведений с художественными творениями других видов искусства литературы, изобразительного искусства, кино, театра.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа обучаемого включает в себя еженедельную подготовку к урокам, к контрольным урокам, зачетам; подготовку и участие в конкурсах, фестивалях, посещение театров, концертных залов, участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительной деятельности учебного заведения, мастер-классах и др.
Поощряется посещение учениками академических концертов всех отделений ДШИ, участие самих учащихся в концертных выступлениях на школьной, городских и иных сценах, чтение популярных книг о музыке и музыкантах, просмотр музыкальных телепередач по каналам «Культура» и «Союз».
Домашнее задание может включать в себя прослушивание музыкальных произведений или иметь теоретический характер. Задание может быть выполнено с помощью учебников, справочников, словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов по рекомендации преподавателя. Для учащихся, владеющих ИКТ технологиями, возможно составление презентаций. Также в домашней работе возможно использование мультимедийных дисков, имеющихся в продаже или являющихся приложением к ряду учебников.
- Образовательная программа по учебному предмету
- Структура программы учебного предмета
- 1.Пояснительная записка
- 2. Содержание учебного предмета
- 3. Содержания учебного предмета. Первый год обучения.
- Тема 1. Вводное занятие. Музыка в жизни человека (1 час).
- Тема 2. Содержание музыкальных произведений (4 часа).
- Тема 3. Выразительные средства музыки (2 часа).
- Тема 4. Программно-изобразительная музыка (3 часа).
- Тема 5. Песни, марш и танец или с чего начинается музыка (7 часов).
- Тема 6. Оркестр (6 часов).
- Тема 7. Музыка в театре (7 часов).
- Второй год обучения.
- Тема 1. Введение (1 час). Повторение материала, пройденного на первом году обучения (элементы музыкального языка, формы и жанры, программность в музыке, оркестр, виды, состав, опера).
- Тема 2. Музыка от древнейших времён до XVIII века (4 часа).
- Тема 3. Иоганн Себастьян Бах (5 часов).
- Тема 4. Йозеф Гайдн (5 часов).
- Тема 5. В. Моцарт (4 часа).
- Тема 6. Л. Бетховен (4 часа).
- Тема 7. Романтизм как художественное направление (1 час)
- Тема 8. Ф. Шуберт (4 часа).
- Тема 9. Ф. Шопен (3часа).
- Третий год обучения.
- Тема 10. Вводное занятие (1 час). Повторение пройденного материала.
- Тема 11. Роберт Шуман. Обзорно (1 час).
- Тема 12. Г.Берлиоз. Обзорно (1 час).
- Тема 13.Ференц Лист. Обзорно. (1 час).
- Тема 14. Итальянская опера первой половины XIX века. Обзорно(1 час).
- Тема 15. Рихард Вагнер. Обзорно. (1 час).
- Тема 16. Дж. Верди. Обзорно (1 час).
- Тема 17. Музыка Франции второй половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 18. Чешская музыкальная культура второй половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 19. Музыкальная культура Франции рубежа XIX-XX столетий. Обзорно (2 часа).
- Тема 23. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX-начала XX столетий. Обзорно (1 час).
- Тема 1. Народное искусство России (9 часов).
- Тема 2. Русская профессиональная музыка с древних времён до начала XIX века (3 часа).
- Тема 3. Русская музыкальная культура первой половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 4. М.И.Глинка (6 часов).
- Четвёртый год обучения.
- Тема 5. Вводное занятие. Повторение пройденного материала (1 час).
- Тема 6. А.С.Даргомыжский (2 часа).
- Тема 7. Русская музыкальная культура второй половины XIX века (2 часа).
- Тема 8. А.П.Бородин (4 часа).
- Тема 9. М.П.Мусоргский (6 часов).
- Тема 10. Н.А.Римский-Корсаков (6 часов).
- Тема 11. П.И.Чайковский (8 часов).
- Тема 12. Русская музыкальная культура конца XIX – начала XX века (1 час).
- Тема 13. А.К.Лядов. Обзорно (1 час).
- Пятый год обучения
- Тема 14. А.К.Глазунов. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 15. С.И.Танеев. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 16. А.Н.Скрябин. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 17. С.В.Рахманинов. Обзорно (3 часа).
- Тема 18. М.К.Чюрлёнис. Обзорно (1,5часа).
- Тема 19. И.Ф.Стравинский (3 часа).
- Тема 20. Отечественная музыкальная культура после 1917 года (4,5 часа).
- Тема 21. С.С.Прокофьев (7,5 часов).
- Тема 22. Д.Д.Шостакович (4,5 часа).
- Тема 23. А.И.Хачатурян. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 24. Г.В.Свиридов. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 25. Музыкальная культура России 1950-х – 2000-х годов (1,5 часа).
- Тема 26. Творчество композиторов а.Шнитке, э.Денисова, с.Губайдулиной. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 27. Творчество композиторов с.Слонимского, б.Тищенко,в.Гаврилина. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 1. Музыкальная культура Западной Европы и сша первой половины хх века (3 часа).
- Тема 2. Музыкальная культура Европы и сша второй половины хх века (1,5 часа).
- Тема 3. Джаз. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 4. Массовая культура хх века. Обзорно (1,5 часа).
- Шестой (дополнительный) год обучения.
- Тема 1. Выразительные средства музыки. Музыкальные формы и жанры (6 часов).
- Тема 2. Музыка в театре. Балет (3 часа).
- Тема 3. Музыка в театре. Опера (4,5 часа).
- Тема 4. Музыка в театре. Оперетта. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 5. Музыка в драматическом театре. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 6. Мюзикл (1,5 часа).
- Тема 7. Жанр и стиль в музыке (4,5 часа).
- Тема 8. Духовная и церковная (богослужебная) музыка композиторов Западной Европы. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 9. Русское богослужебное пение. Обзорно (3 часа).
- Тема 10. Барокко (3 часа).
- Тема 11. Классицизм (3 часа).
- Тема 12. Романтизм (3 часа).
- Тема 13. Импрессионизм (1,5 часа).
- Тема 14. Новейшие течения музыки хх века (1,5 часа).
- Тема 15. Отечественная музыка (3 часа).
- Тема 16. Музыкальная жизнь России на современном этапе (1,5 часа).
- Тема 17. Музыкальная культура Воронежского края. Современная музыкальная жизнь города Воронежа (3 часа).
- 4. Требования к уровню подготовки обучающихся
- 5. Формы и виды контроля, система оценок.
- 6. Методическое обеспечение учебного процесса
- 7. Список литературы и средств обучения
- 4.4 Интернет ресурсы.