logo
7_MUZYKALNAYa_LITERATURA

Тема 10. Барокко (3 часа).

Музыка барокко - период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами. Появление барочной музыки появилась в конце Возрождения и её предшествие музыке эпохи классицизма.

История употребления понятия «барокко» применительно к музыке. Термин «барокко» как обозначение музыкальной эпохи. Споры в академических кругах о правомочии применение единого термина к сочинениям широкого круга композиторов.

Отличия барокко от Ренессанса. Полифония и гармония в эпоху Барокко. Появление равномерной темперации. Стремление к более высокому уровню эмоциональной наполненности. Острота конфликтов. Учение об аффектах.

Виртуозность в барочной музыке. Мелизматика. Новые приёмы игры. Ипровизация. Увлечение инструментальной музыкой. Появление чистого инструментального стиля, отличного от вокальной полифонии XVI века.

Жанры барокко. Инструментальные жанры: концерт, кончерто гроссо, фуга, сюита, соната (камерная соната Sonata da camera, церковная соната Sonata da chiesa, трио-соната, классическая соната), увертюра (французская и итальянская), партита, хоральная прелюдия.

Вокально-инструментальные и театральные жанры: опера (сарсуэла, опера-сериа, опера-буфф, опера-балет), оратория, пассионы, месса, кантата, мотет, хорал.

Композиторы эпохи раннего барокко (1600-1654). Клаудио Монтеверди (1567—1643). Последовательное развитие итальянской оперы. Распространение нового жанра по стране. Джованни Габриэли. Немецкий композитор Генрих Шютц (1585-1672).

Музыка зрелого барокко (1654-1707). Абсолютизм в Европе при французском короле Людовике XIV. Музыка французского двора – образец для подражания. Возросшая доступность музыкальных инструментов (особенно это относилось к клавишным), развитие камерной музыки.

Повсеместное распространение нового стиля. Печать музыкальных произведений привела к расширению аудитории; усилился обмен между центрами музыкальной культуры.

В теории музыки внимание к гармонии, попытках создать стройные системы музыкального обучения. Появление множества теоретических трудов. «Gradus ad Parnassum» (рус. Ступени к Парнасу 1725год), Иоганна Йозефа Фукса (1660-1741) австрийского теоретика и композитора - сочинение, систематизировавшее теорию контрапункта, практически до конца XIX века было важнейшим пособием для изучения контрапункта.

Джованни Баттиста Люлли (1632-1687). Создание законченного типа французской оперы, так называемой лирической трагедии.

Композитор и виолинист Арканджело Корелли (1653-1713). Развитие жанра кончерто гроссо. Корелли – один из первых композиторов, чьи произведения публиковались и исполнялись по всей Европе. Излюбленные формы Корелли: трио-соната и концерт.

Английский композитор Генри Пёрселл (1659-1695). Большое количество произведений, широкая известность при жизни. Широкий спектр жанров: от простых религиозных гимнов до маршевой музыки, от вокальных сочинений большого формата до постановочной музыки (более 800 сочинений).

Дитрих Букстехуде (1637-1707). Композитор и исполнитель. Сочинение музыки на церковные тексты и исполнение собственных органных работ. Влияние творчества Букстехуде на И. С. Баха.

Музыка позднего барокко (1707-1760). Важной вехой можно считать практически абсолютное главенство тональности, как структуризирующего принципа сочинения музыки. «Зрелость» жанров, созданных предыдущим периодом: концерта, сюиты, сонаты, кончерто гроссо, оратории, оперы и балета. Повсеместно устоялись общепринятые схемы произведений: двухчастная форма (AABB), простая трёхчастная форма (ABC) и рондо.

Антонио Вивальди (1678-1741). Более 500 концертов. Программные названия («Времена года»). Карьера Вивальди показывает возросшую возможность для композитора существовать независимо: на доходы от концертной деятельности и публикации своих сочинений.

Доменико Скарлатти (1685-1757). Автор опер (как и его отец), церковной музыки, но известность (уже после смерти) ему обеспечили произведения для клавишных.

Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Произведения для клавишных, церемониальной музыка, оперы, кончерто гроссо и оратории. После смерти он был признан ведущим европейским композитором, и изучался музыкантами эпохи классицизма.

Другие ведущие композиторы позднего барокко – Г.Ф.Телеман (1681-1767), Ж.Ф.Рамо (1683-1764), И.С.Бах (1685-1750).

Раннеклассичесский стиль. Творчество К.Ф.Э.Баха (1714-1788). Увеличение различий между светской и духовной музыкой.

Системное изучение музыки барокко в ХХ веке. Влияние барочные формы и стили повлияли на композиторов ХХ века. Возрастание интереса к опере эпохи барокко на рубеже XX и XXI веков. Постановки опер как в концертном, так и в классическом варианте.