Тема 10. Барокко (3 часа).
Музыка барокко - период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами. Появление барочной музыки появилась в конце Возрождения и её предшествие музыке эпохи классицизма.
История употребления понятия «барокко» применительно к музыке. Термин «барокко» как обозначение музыкальной эпохи. Споры в академических кругах о правомочии применение единого термина к сочинениям широкого круга композиторов.
Отличия барокко от Ренессанса. Полифония и гармония в эпоху Барокко. Появление равномерной темперации. Стремление к более высокому уровню эмоциональной наполненности. Острота конфликтов. Учение об аффектах.
Виртуозность в барочной музыке. Мелизматика. Новые приёмы игры. Ипровизация. Увлечение инструментальной музыкой. Появление чистого инструментального стиля, отличного от вокальной полифонии XVI века.
Жанры барокко. Инструментальные жанры: концерт, кончерто гроссо, фуга, сюита, соната (камерная соната Sonata da camera, церковная соната Sonata da chiesa, трио-соната, классическая соната), увертюра (французская и итальянская), партита, хоральная прелюдия.
Вокально-инструментальные и театральные жанры: опера (сарсуэла, опера-сериа, опера-буфф, опера-балет), оратория, пассионы, месса, кантата, мотет, хорал.
Композиторы эпохи раннего барокко (1600-1654). Клаудио Монтеверди (1567—1643). Последовательное развитие итальянской оперы. Распространение нового жанра по стране. Джованни Габриэли. Немецкий композитор Генрих Шютц (1585-1672).
Музыка зрелого барокко (1654-1707). Абсолютизм в Европе при французском короле Людовике XIV. Музыка французского двора – образец для подражания. Возросшая доступность музыкальных инструментов (особенно это относилось к клавишным), развитие камерной музыки.
Повсеместное распространение нового стиля. Печать музыкальных произведений привела к расширению аудитории; усилился обмен между центрами музыкальной культуры.
В теории музыки внимание к гармонии, попытках создать стройные системы музыкального обучения. Появление множества теоретических трудов. «Gradus ad Parnassum» (рус. Ступени к Парнасу 1725год), Иоганна Йозефа Фукса (1660-1741) австрийского теоретика и композитора - сочинение, систематизировавшее теорию контрапункта, практически до конца XIX века было важнейшим пособием для изучения контрапункта.
Джованни Баттиста Люлли (1632-1687). Создание законченного типа французской оперы, так называемой лирической трагедии.
Композитор и виолинист Арканджело Корелли (1653-1713). Развитие жанра кончерто гроссо. Корелли – один из первых композиторов, чьи произведения публиковались и исполнялись по всей Европе. Излюбленные формы Корелли: трио-соната и концерт.
Английский композитор Генри Пёрселл (1659-1695). Большое количество произведений, широкая известность при жизни. Широкий спектр жанров: от простых религиозных гимнов до маршевой музыки, от вокальных сочинений большого формата до постановочной музыки (более 800 сочинений).
Дитрих Букстехуде (1637-1707). Композитор и исполнитель. Сочинение музыки на церковные тексты и исполнение собственных органных работ. Влияние творчества Букстехуде на И. С. Баха.
Музыка позднего барокко (1707-1760). Важной вехой можно считать практически абсолютное главенство тональности, как структуризирующего принципа сочинения музыки. «Зрелость» жанров, созданных предыдущим периодом: концерта, сюиты, сонаты, кончерто гроссо, оратории, оперы и балета. Повсеместно устоялись общепринятые схемы произведений: двухчастная форма (AABB), простая трёхчастная форма (ABC) и рондо.
Антонио Вивальди (1678-1741). Более 500 концертов. Программные названия («Времена года»). Карьера Вивальди показывает возросшую возможность для композитора существовать независимо: на доходы от концертной деятельности и публикации своих сочинений.
Доменико Скарлатти (1685-1757). Автор опер (как и его отец), церковной музыки, но известность (уже после смерти) ему обеспечили произведения для клавишных.
Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Произведения для клавишных, церемониальной музыка, оперы, кончерто гроссо и оратории. После смерти он был признан ведущим европейским композитором, и изучался музыкантами эпохи классицизма.
Другие ведущие композиторы позднего барокко – Г.Ф.Телеман (1681-1767), Ж.Ф.Рамо (1683-1764), И.С.Бах (1685-1750).
Раннеклассичесский стиль. Творчество К.Ф.Э.Баха (1714-1788). Увеличение различий между светской и духовной музыкой.
Системное изучение музыки барокко в ХХ веке. Влияние барочные формы и стили повлияли на композиторов ХХ века. Возрастание интереса к опере эпохи барокко на рубеже XX и XXI веков. Постановки опер как в концертном, так и в классическом варианте.
- Образовательная программа по учебному предмету
- Структура программы учебного предмета
- 1.Пояснительная записка
- 2. Содержание учебного предмета
- 3. Содержания учебного предмета. Первый год обучения.
- Тема 1. Вводное занятие. Музыка в жизни человека (1 час).
- Тема 2. Содержание музыкальных произведений (4 часа).
- Тема 3. Выразительные средства музыки (2 часа).
- Тема 4. Программно-изобразительная музыка (3 часа).
- Тема 5. Песни, марш и танец или с чего начинается музыка (7 часов).
- Тема 6. Оркестр (6 часов).
- Тема 7. Музыка в театре (7 часов).
- Второй год обучения.
- Тема 1. Введение (1 час). Повторение материала, пройденного на первом году обучения (элементы музыкального языка, формы и жанры, программность в музыке, оркестр, виды, состав, опера).
- Тема 2. Музыка от древнейших времён до XVIII века (4 часа).
- Тема 3. Иоганн Себастьян Бах (5 часов).
- Тема 4. Йозеф Гайдн (5 часов).
- Тема 5. В. Моцарт (4 часа).
- Тема 6. Л. Бетховен (4 часа).
- Тема 7. Романтизм как художественное направление (1 час)
- Тема 8. Ф. Шуберт (4 часа).
- Тема 9. Ф. Шопен (3часа).
- Третий год обучения.
- Тема 10. Вводное занятие (1 час). Повторение пройденного материала.
- Тема 11. Роберт Шуман. Обзорно (1 час).
- Тема 12. Г.Берлиоз. Обзорно (1 час).
- Тема 13.Ференц Лист. Обзорно. (1 час).
- Тема 14. Итальянская опера первой половины XIX века. Обзорно(1 час).
- Тема 15. Рихард Вагнер. Обзорно. (1 час).
- Тема 16. Дж. Верди. Обзорно (1 час).
- Тема 17. Музыка Франции второй половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 18. Чешская музыкальная культура второй половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 19. Музыкальная культура Франции рубежа XIX-XX столетий. Обзорно (2 часа).
- Тема 23. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX-начала XX столетий. Обзорно (1 час).
- Тема 1. Народное искусство России (9 часов).
- Тема 2. Русская профессиональная музыка с древних времён до начала XIX века (3 часа).
- Тема 3. Русская музыкальная культура первой половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 4. М.И.Глинка (6 часов).
- Четвёртый год обучения.
- Тема 5. Вводное занятие. Повторение пройденного материала (1 час).
- Тема 6. А.С.Даргомыжский (2 часа).
- Тема 7. Русская музыкальная культура второй половины XIX века (2 часа).
- Тема 8. А.П.Бородин (4 часа).
- Тема 9. М.П.Мусоргский (6 часов).
- Тема 10. Н.А.Римский-Корсаков (6 часов).
- Тема 11. П.И.Чайковский (8 часов).
- Тема 12. Русская музыкальная культура конца XIX – начала XX века (1 час).
- Тема 13. А.К.Лядов. Обзорно (1 час).
- Пятый год обучения
- Тема 14. А.К.Глазунов. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 15. С.И.Танеев. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 16. А.Н.Скрябин. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 17. С.В.Рахманинов. Обзорно (3 часа).
- Тема 18. М.К.Чюрлёнис. Обзорно (1,5часа).
- Тема 19. И.Ф.Стравинский (3 часа).
- Тема 20. Отечественная музыкальная культура после 1917 года (4,5 часа).
- Тема 21. С.С.Прокофьев (7,5 часов).
- Тема 22. Д.Д.Шостакович (4,5 часа).
- Тема 23. А.И.Хачатурян. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 24. Г.В.Свиридов. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 25. Музыкальная культура России 1950-х – 2000-х годов (1,5 часа).
- Тема 26. Творчество композиторов а.Шнитке, э.Денисова, с.Губайдулиной. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 27. Творчество композиторов с.Слонимского, б.Тищенко,в.Гаврилина. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 1. Музыкальная культура Западной Европы и сша первой половины хх века (3 часа).
- Тема 2. Музыкальная культура Европы и сша второй половины хх века (1,5 часа).
- Тема 3. Джаз. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 4. Массовая культура хх века. Обзорно (1,5 часа).
- Шестой (дополнительный) год обучения.
- Тема 1. Выразительные средства музыки. Музыкальные формы и жанры (6 часов).
- Тема 2. Музыка в театре. Балет (3 часа).
- Тема 3. Музыка в театре. Опера (4,5 часа).
- Тема 4. Музыка в театре. Оперетта. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 5. Музыка в драматическом театре. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 6. Мюзикл (1,5 часа).
- Тема 7. Жанр и стиль в музыке (4,5 часа).
- Тема 8. Духовная и церковная (богослужебная) музыка композиторов Западной Европы. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 9. Русское богослужебное пение. Обзорно (3 часа).
- Тема 10. Барокко (3 часа).
- Тема 11. Классицизм (3 часа).
- Тема 12. Романтизм (3 часа).
- Тема 13. Импрессионизм (1,5 часа).
- Тема 14. Новейшие течения музыки хх века (1,5 часа).
- Тема 15. Отечественная музыка (3 часа).
- Тема 16. Музыкальная жизнь России на современном этапе (1,5 часа).
- Тема 17. Музыкальная культура Воронежского края. Современная музыкальная жизнь города Воронежа (3 часа).
- 4. Требования к уровню подготовки обучающихся
- 5. Формы и виды контроля, система оценок.
- 6. Методическое обеспечение учебного процесса
- 7. Список литературы и средств обучения
- 4.4 Интернет ресурсы.