Тема 12. Романтизм (3 часа).
Романтизм как художественно стилистическое направление в искусстве XIX века. Потрясения французской революции, преобразовавшие жизнь Европы. Разочарование в итогах Великой Французской революции в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить её. Появление новой мировоззренческой системы. Романтизм - идейное и художественное направление в европейской духовной культуре конца XVIII- первой половины XIX века, пришедшее на смену классицизму.
Зарождение романтизма как литературного течения (Шатобриан, Жермена де Сталь, Ламартин, Гюго. Жорж Санд, Мюссе, Мериме, Байрон, братья Гримм, Андерсен, Шиллер, Мицкевича и др.). Романтизм в изобразительном искусстве. Основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень.
Основные черты романтизма. Изображение внутреннего мира, душевной жизни героя. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности, идеализация патриархального общества как царство добра, искренности, порядочности. Поэтизация прошлого, уход в старинные легенды, народные сказки, экзотику стран юга и востока (как поэтический контраст скучной обыденности). Мистика, роковые тайны в судьбе героя. Пристальный интерес к фольклору, национальной истории. Множество национальных школ.
Романтический герой – смелая, яркую, свободная личность или «лишний человек». Индивидуализм героя. Его идеализм, мечты, желание подвига, изменения мира; затем столкновение с реальностью, разочарование, перерождение героя, скептицизм и пессимизм. Стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям. Отсутствие дистанции между героем и автором. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Нарушение, ломка канонов классицизма, борьба за творческую свободу от всякой мелочной регламентации.
Формирование романтизма в музыке в 20-е годы XIX века под влиянием литературы романтизма и развитие в тесной связи с ней.
Множество национальных школ в композиторском творчестве Европы, значительно раздвигающих границы общеевропейской культуры. Русская, которая вскоре заняла если не первое, то одно из первых мест в мировом культурном творчестве, польская (Шопен, Монюшко), чешская (Сметана, Дворжак), венгерская (Лист), затем норвежская (Григ), испанская (Педрель) финская (Сибелиус), английская (Элгар). Все они вливаясь в общее русло композиторского творчества Европы, ни в коей мере не противопоставляли себя сложившимся традициям. Возникновение нового круга образов, выражающего неповторимые национальные черты, особый интонационный строй произведений, позволяющий узнать на слух принадлежность к той или иной национальной школе.
Самое яркое явление в музыке романтизма - господство лирико-психологического начала, по силе и совершенство в передаче глубин внутреннего мира человека, тончайших оттенков настроения. Тема любви. Любовь человека к своему дому, к отечеству, к народу. Образы природы, тесно и неразрывно переплетающиеся с темой лирической исповеди. Тема фантастики, порождённая стремлением вырваться из плена реальной жизни. Типичными для романтиков стали поиски чудесного, сверкающего богатством красок мира, противостоящего серым будням, сказочные, фантастические образы приобретают национальную неповторимую окраску.
Программность в музыке романтиков. Связи с литературой. Появление новых жанров (баллады, поэмы, картины), изменение структуры сонатно-симфонического цикла. Свободные и смешанные формы. Формирование романтического музыкального языка. Синтез песенных, речевых и инструментальных интонаций в мелодике. Усиление выразительных и колористических компонентов гармонии. Хроматизация, расширение тональности.
- Образовательная программа по учебному предмету
- Структура программы учебного предмета
- 1.Пояснительная записка
- 2. Содержание учебного предмета
- 3. Содержания учебного предмета. Первый год обучения.
- Тема 1. Вводное занятие. Музыка в жизни человека (1 час).
- Тема 2. Содержание музыкальных произведений (4 часа).
- Тема 3. Выразительные средства музыки (2 часа).
- Тема 4. Программно-изобразительная музыка (3 часа).
- Тема 5. Песни, марш и танец или с чего начинается музыка (7 часов).
- Тема 6. Оркестр (6 часов).
- Тема 7. Музыка в театре (7 часов).
- Второй год обучения.
- Тема 1. Введение (1 час). Повторение материала, пройденного на первом году обучения (элементы музыкального языка, формы и жанры, программность в музыке, оркестр, виды, состав, опера).
- Тема 2. Музыка от древнейших времён до XVIII века (4 часа).
- Тема 3. Иоганн Себастьян Бах (5 часов).
- Тема 4. Йозеф Гайдн (5 часов).
- Тема 5. В. Моцарт (4 часа).
- Тема 6. Л. Бетховен (4 часа).
- Тема 7. Романтизм как художественное направление (1 час)
- Тема 8. Ф. Шуберт (4 часа).
- Тема 9. Ф. Шопен (3часа).
- Третий год обучения.
- Тема 10. Вводное занятие (1 час). Повторение пройденного материала.
- Тема 11. Роберт Шуман. Обзорно (1 час).
- Тема 12. Г.Берлиоз. Обзорно (1 час).
- Тема 13.Ференц Лист. Обзорно. (1 час).
- Тема 14. Итальянская опера первой половины XIX века. Обзорно(1 час).
- Тема 15. Рихард Вагнер. Обзорно. (1 час).
- Тема 16. Дж. Верди. Обзорно (1 час).
- Тема 17. Музыка Франции второй половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 18. Чешская музыкальная культура второй половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 19. Музыкальная культура Франции рубежа XIX-XX столетий. Обзорно (2 часа).
- Тема 23. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX-начала XX столетий. Обзорно (1 час).
- Тема 1. Народное искусство России (9 часов).
- Тема 2. Русская профессиональная музыка с древних времён до начала XIX века (3 часа).
- Тема 3. Русская музыкальная культура первой половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 4. М.И.Глинка (6 часов).
- Четвёртый год обучения.
- Тема 5. Вводное занятие. Повторение пройденного материала (1 час).
- Тема 6. А.С.Даргомыжский (2 часа).
- Тема 7. Русская музыкальная культура второй половины XIX века (2 часа).
- Тема 8. А.П.Бородин (4 часа).
- Тема 9. М.П.Мусоргский (6 часов).
- Тема 10. Н.А.Римский-Корсаков (6 часов).
- Тема 11. П.И.Чайковский (8 часов).
- Тема 12. Русская музыкальная культура конца XIX – начала XX века (1 час).
- Тема 13. А.К.Лядов. Обзорно (1 час).
- Пятый год обучения
- Тема 14. А.К.Глазунов. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 15. С.И.Танеев. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 16. А.Н.Скрябин. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 17. С.В.Рахманинов. Обзорно (3 часа).
- Тема 18. М.К.Чюрлёнис. Обзорно (1,5часа).
- Тема 19. И.Ф.Стравинский (3 часа).
- Тема 20. Отечественная музыкальная культура после 1917 года (4,5 часа).
- Тема 21. С.С.Прокофьев (7,5 часов).
- Тема 22. Д.Д.Шостакович (4,5 часа).
- Тема 23. А.И.Хачатурян. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 24. Г.В.Свиридов. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 25. Музыкальная культура России 1950-х – 2000-х годов (1,5 часа).
- Тема 26. Творчество композиторов а.Шнитке, э.Денисова, с.Губайдулиной. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 27. Творчество композиторов с.Слонимского, б.Тищенко,в.Гаврилина. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 1. Музыкальная культура Западной Европы и сша первой половины хх века (3 часа).
- Тема 2. Музыкальная культура Европы и сша второй половины хх века (1,5 часа).
- Тема 3. Джаз. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 4. Массовая культура хх века. Обзорно (1,5 часа).
- Шестой (дополнительный) год обучения.
- Тема 1. Выразительные средства музыки. Музыкальные формы и жанры (6 часов).
- Тема 2. Музыка в театре. Балет (3 часа).
- Тема 3. Музыка в театре. Опера (4,5 часа).
- Тема 4. Музыка в театре. Оперетта. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 5. Музыка в драматическом театре. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 6. Мюзикл (1,5 часа).
- Тема 7. Жанр и стиль в музыке (4,5 часа).
- Тема 8. Духовная и церковная (богослужебная) музыка композиторов Западной Европы. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 9. Русское богослужебное пение. Обзорно (3 часа).
- Тема 10. Барокко (3 часа).
- Тема 11. Классицизм (3 часа).
- Тема 12. Романтизм (3 часа).
- Тема 13. Импрессионизм (1,5 часа).
- Тема 14. Новейшие течения музыки хх века (1,5 часа).
- Тема 15. Отечественная музыка (3 часа).
- Тема 16. Музыкальная жизнь России на современном этапе (1,5 часа).
- Тема 17. Музыкальная культура Воронежского края. Современная музыкальная жизнь города Воронежа (3 часа).
- 4. Требования к уровню подготовки обучающихся
- 5. Формы и виды контроля, система оценок.
- 6. Методическое обеспечение учебного процесса
- 7. Список литературы и средств обучения
- 4.4 Интернет ресурсы.