logo
7_MUZYKALNAYa_LITERATURA

Тема 12. Романтизм (3 часа).

Романтизм как художественно стилистическое направление в искусстве XIX века. Потрясения французской революции, преобразовавшие жизнь Европы. Разочарование в итогах Великой Французской революции в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить её. Появление новой мировоззренческой системы. Романтизм - идейное и художественное направление в европейской духовной культуре конца XVIII- первой половины XIX века, пришедшее на смену классицизму.

Зарождение романтизма как литературного течения (Шатобриан, Жермена де Сталь, Ламартин, Гюго. Жорж Санд, Мюссе, Мериме, Байрон, братья Гримм, Андерсен, Шиллер, Мицкевича и др.). Романтизм в изобразительном искусстве. Основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень.

Основные черты романтизма. Изображение внутреннего мира, душевной жизни героя. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности, идеализация патриархального общества как царство добра, искренности, порядочности. Поэтизация прошлого, уход в старинные легенды, народные сказки, экзотику стран юга и востока (как поэтический контраст скучной обыденности). Мистика, роковые тайны в судьбе героя. Пристальный интерес к фольклору, национальной истории. Множество национальных школ.

Романтический герой – смелая, яркую, свободная личность или «лишний человек». Индивидуализм героя. Его идеализм, мечты, желание подвига, изменения мира; затем столкновение с реальностью, разочарование, перерождение героя, скептицизм и пессимизм. Стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям. Отсутствие дистанции между героем и автором. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Нарушение, ломка канонов классицизма, борьба за творческую свободу от всякой мелочной регламентации.

Формирование романтизма в музыке в 20-е годы XIX века под влиянием литературы романтизма и развитие в тесной связи с ней.

Множество национальных школ в композиторском творчестве Европы, значительно раздвигающих границы общеевропейской культуры. Русская, которая вскоре заняла если не первое, то одно из первых мест в мировом культурном творчестве, польская (Шопен, Монюшко), чешская (Сметана, Дворжак), венгерская (Лист), затем норвежская (Григ), испанская (Педрель) финская (Сибелиус), английская (Элгар). Все они вливаясь в общее русло композиторского творчества Европы, ни в коей мере не противопоставляли себя сложившимся традициям. Возникновение нового круга образов, выражающего неповторимые национальные черты, особый интонационный строй произведений, позволяющий узнать на слух принадлежность к той или иной национальной школе.

Самое яркое явление в музыке романтизма - господство лирико-психологического начала, по силе и совершенство в передаче глубин внутреннего мира человека, тончайших оттенков настроения. Тема любви. Любовь человека к своему дому, к отечеству, к народу. Образы природы, тесно и неразрывно переплетающиеся с темой лирической исповеди. Тема фантастики, порождённая стремлением вырваться из плена реальной жизни. Типичными для романтиков стали поиски чудесного, сверкающего богатством красок мира, противостоящего серым будням, сказочные, фантастические образы приобретают национальную неповторимую окраску.

Программность в музыке романтиков. Связи с литературой. Появление новых жанров (баллады, поэмы, картины), изменение структуры сонатно-симфонического цикла. Свободные и смешанные формы. Формирование романтического музыкального языка. Синтез песенных, речевых и инструментальных интонаций в мелодике. Усиление выразительных и колористических компонентов гармонии. Хроматизация, расширение тональности.