Тема 7. Музыка в театре (7 часов).
Театр как вид искусства. Основные музыкально-сценические жанры: опера, балет, оперетта, мюзикл, музыка к драматическому спектаклю.
Новые понятия: театральное представление (спектакль), сценическое действие, драматург, режиссер, либретто, либреттист, премьера, суфлёр, драма, комедия, пьеса, музыкальный театр, действие (акт), картина, пантомима, дивертисмент, артист, ария, романс, речитатив, хореография, хореограф, балетмейстер, пуанты.
Одни из них требуют тщательного разъяснения для свободного употребления в дальнейшем, другие же - лишь верного понимания в контексте.
Музыка в драматическом театре. Э.Григ Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1 час).
Музыка в драматическом театре, ее функции. Создание великими композиторами замечательных образцов музыки к драматическим спектаклям. Музыка Грига к драме Ибсена - наиболее известное произведение композитора. Яркое и самобытное отражение в ней образов драмы, природы Норвегии, народной фантастики. Богатство и национальное своеобразие выразительных средств, используемых композитором.
Музыкальный материал: Утро, «На свадьбе», «Жалоба Ингрид», «Танец дочери Горного короля», «В пещере горного короля», «Смерть Озе», «Арабский танец», «Танец Анитры», «Возвращение Пера на родину», «Песня Сольвейг».
Балет (3 часа).
Основные черты балета как музыкально-сценического жанра; объединение в нем музыки, танца и сценического действия. Исторические корни балета. Краткая история становления балета. Типичные сюжеты. Основные элементы балетного спектакля. Чайковский — создатель русского классического балета. «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
Музыкальный материал:
1. «Лебединое озеро»: Вступление, «Тема лебедей», «Танец маленьких лебедей», Адажио Одетты и Принца Зигфрида, «Танец с кубками», «Русский танец», «Венгерский танец», «Мазурка», «Испанский танец», «Неаполитанский танец», «Поединок» (4 д.), Финал.
2. «Щелкунчик»: «Украшение ёлки», «Марш», «Детский танец», крёстный дарит Щелкунчика, «Гросфатер», «Разъезд гостей», «Клара у ёлки. Звон часов», «Битва и победа», «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов», «Испанский танец», «Арабский танец», «Китайский танец», «Русский танец», «Танец пастушков», «Танец Феи Драже», «Па-де-де Клары и Принца», финал, кода.
Опера. М.И. Глинка Опера «Руслан и Людмила» (3 часа).
Определение. Синтетичность оперного жанра. Ведущее значение музыки. Единство вокального и инструментального начала. Основные элементы оперы: ария и ее разновидности, ансамбли, хоры, балетные сцены и оркестровые номера. Различные типы опер. Обращение к оперному жанру великих композиторов России и Европы.
Глинка и Пушкин. Сюжет и композиция оперы «Руслан и Людмила», ее сказочно-эпические черты. Яркое воплощение в музыке образов поэмы Пушкина, Светлый, жизнеутверждающий характер произведения. Характерные черты отдельных эпизодов музыки.
Музыкальный материал: Увертюра. 1 действие. Песня Баяна «Дела давно минувших дней», ария Людмилы, хор «Лель таинственный» (фрагмент до сцены похищения), сцена похищения «Что случилось?», «Тема Черномора», квартет «Какое чудное мгновенье», сцена Наины и Фарлафа, рондо Фарлафа. 2 действие. Вступление, речитатив, сцена и ария Руслана, «Рассказ Головы», «Персидский хор». 3 действие. Ария Людмилы, «Марш Черномора, «Арабский танец», «Турецкий танец», «Лезгинка», сцена «Погибнет нежданный пришелец!». 4 действие. Хоры «Ах ты, свет Людмила», «Не проснётся птичка», сцена появления Руслана и пробуждения Людмилы, хор «Слава великим богам!»
- Образовательная программа по учебному предмету
- Структура программы учебного предмета
- 1.Пояснительная записка
- 2. Содержание учебного предмета
- 3. Содержания учебного предмета. Первый год обучения.
- Тема 1. Вводное занятие. Музыка в жизни человека (1 час).
- Тема 2. Содержание музыкальных произведений (4 часа).
- Тема 3. Выразительные средства музыки (2 часа).
- Тема 4. Программно-изобразительная музыка (3 часа).
- Тема 5. Песни, марш и танец или с чего начинается музыка (7 часов).
- Тема 6. Оркестр (6 часов).
- Тема 7. Музыка в театре (7 часов).
- Второй год обучения.
- Тема 1. Введение (1 час). Повторение материала, пройденного на первом году обучения (элементы музыкального языка, формы и жанры, программность в музыке, оркестр, виды, состав, опера).
- Тема 2. Музыка от древнейших времён до XVIII века (4 часа).
- Тема 3. Иоганн Себастьян Бах (5 часов).
- Тема 4. Йозеф Гайдн (5 часов).
- Тема 5. В. Моцарт (4 часа).
- Тема 6. Л. Бетховен (4 часа).
- Тема 7. Романтизм как художественное направление (1 час)
- Тема 8. Ф. Шуберт (4 часа).
- Тема 9. Ф. Шопен (3часа).
- Третий год обучения.
- Тема 10. Вводное занятие (1 час). Повторение пройденного материала.
- Тема 11. Роберт Шуман. Обзорно (1 час).
- Тема 12. Г.Берлиоз. Обзорно (1 час).
- Тема 13.Ференц Лист. Обзорно. (1 час).
- Тема 14. Итальянская опера первой половины XIX века. Обзорно(1 час).
- Тема 15. Рихард Вагнер. Обзорно. (1 час).
- Тема 16. Дж. Верди. Обзорно (1 час).
- Тема 17. Музыка Франции второй половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 18. Чешская музыкальная культура второй половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 19. Музыкальная культура Франции рубежа XIX-XX столетий. Обзорно (2 часа).
- Тема 23. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX-начала XX столетий. Обзорно (1 час).
- Тема 1. Народное искусство России (9 часов).
- Тема 2. Русская профессиональная музыка с древних времён до начала XIX века (3 часа).
- Тема 3. Русская музыкальная культура первой половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 4. М.И.Глинка (6 часов).
- Четвёртый год обучения.
- Тема 5. Вводное занятие. Повторение пройденного материала (1 час).
- Тема 6. А.С.Даргомыжский (2 часа).
- Тема 7. Русская музыкальная культура второй половины XIX века (2 часа).
- Тема 8. А.П.Бородин (4 часа).
- Тема 9. М.П.Мусоргский (6 часов).
- Тема 10. Н.А.Римский-Корсаков (6 часов).
- Тема 11. П.И.Чайковский (8 часов).
- Тема 12. Русская музыкальная культура конца XIX – начала XX века (1 час).
- Тема 13. А.К.Лядов. Обзорно (1 час).
- Пятый год обучения
- Тема 14. А.К.Глазунов. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 15. С.И.Танеев. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 16. А.Н.Скрябин. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 17. С.В.Рахманинов. Обзорно (3 часа).
- Тема 18. М.К.Чюрлёнис. Обзорно (1,5часа).
- Тема 19. И.Ф.Стравинский (3 часа).
- Тема 20. Отечественная музыкальная культура после 1917 года (4,5 часа).
- Тема 21. С.С.Прокофьев (7,5 часов).
- Тема 22. Д.Д.Шостакович (4,5 часа).
- Тема 23. А.И.Хачатурян. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 24. Г.В.Свиридов. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 25. Музыкальная культура России 1950-х – 2000-х годов (1,5 часа).
- Тема 26. Творчество композиторов а.Шнитке, э.Денисова, с.Губайдулиной. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 27. Творчество композиторов с.Слонимского, б.Тищенко,в.Гаврилина. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 1. Музыкальная культура Западной Европы и сша первой половины хх века (3 часа).
- Тема 2. Музыкальная культура Европы и сша второй половины хх века (1,5 часа).
- Тема 3. Джаз. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 4. Массовая культура хх века. Обзорно (1,5 часа).
- Шестой (дополнительный) год обучения.
- Тема 1. Выразительные средства музыки. Музыкальные формы и жанры (6 часов).
- Тема 2. Музыка в театре. Балет (3 часа).
- Тема 3. Музыка в театре. Опера (4,5 часа).
- Тема 4. Музыка в театре. Оперетта. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 5. Музыка в драматическом театре. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 6. Мюзикл (1,5 часа).
- Тема 7. Жанр и стиль в музыке (4,5 часа).
- Тема 8. Духовная и церковная (богослужебная) музыка композиторов Западной Европы. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 9. Русское богослужебное пение. Обзорно (3 часа).
- Тема 10. Барокко (3 часа).
- Тема 11. Классицизм (3 часа).
- Тема 12. Романтизм (3 часа).
- Тема 13. Импрессионизм (1,5 часа).
- Тема 14. Новейшие течения музыки хх века (1,5 часа).
- Тема 15. Отечественная музыка (3 часа).
- Тема 16. Музыкальная жизнь России на современном этапе (1,5 часа).
- Тема 17. Музыкальная культура Воронежского края. Современная музыкальная жизнь города Воронежа (3 часа).
- 4. Требования к уровню подготовки обучающихся
- 5. Формы и виды контроля, система оценок.
- 6. Методическое обеспечение учебного процесса
- 7. Список литературы и средств обучения
- 4.4 Интернет ресурсы.