Тема 4. М.И.Глинка (6 часов).
Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - основоположник русской классической музыки. Его творчество как новый этап в развитии музыкальной культуры России. Эпоха Глинки. События 1812 и 1825 годов. Подъем национальной культуры. Современники композитора - музыканты, литераторы. Глинка и Пушкин.
Жизненный и творческий путь. Основные произведения и жанры.
Опера «Иван Сусанин». Путь Глинки к опере. Обращение композитора к историческому сюжету с героико-патриотической идеей. Композиционные особенности оперы. Сопоставление русской и «польской» музыки. Чередование законченных музыкальных номеров - сольных, ансамблевых, хоровых, оркестровых как один из основных принципов построения оперного произведения. Главные персонажи оперы, народ, их музыкальная характеристика.
Романсы и песни. Широкое распространение жанра романса в первой половине XIX века и его связь с бытовым музицированием. Место вокальной лирики в творческом наследии композитора. Богатство и разнообразие образного содержания. Поэтический текст и его органическое слияние с музыкой; авторы текстов. Вокальная партия и фортепианное сопровождение. Классическая ясность и стройность формы. «Признание», «В крови горит огонь желанья», «Жаворонок», «Не искушай меня без нужды», «Я здесь, Инезилья», «Вы не придёте вновь», «Я помню чудное мгновенье», «Попутная песня», «Венецианская ночь», «Северная звезда».
Произведения для фортепиано: мазурки, вальсы, ноктюрны, циклы вариаций. Вариации для фортепиано на русскую песню «Среди долины ровныя».
Симфонические произведения Глинки - небольшие, одночастные оркестровых пьесах, различные по художественной образности и строению. Програм-
мность «Арагонской хоты». Обращение к испанскому фольклору.
Вальс-фантазия как пример симфонизации танца. Лирическое содержание музыки, ее образное и мелодическое богатство. Программность содержания.
Фантазия «Камаринская» - образец воплощения народной песенности в симфонической музыке. Строение произведения. Чайковский о «Камаринской».
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» - одна из вершин симфонизма Глинки. Отражение в ней радостного, оптимистического характера оперы. Особенности сонатной формы в увертюре.
Музыкальный материал:
Опера «Руслан и Людмила» Увертюра.
Вариации для фортепиано на русскую песню «Среди долины ровныя».
Симфонические произведения: Испанская увертюра «Арагонская хота» (фрагмент), «Вальс-фантазия», «Камаринская».
Романсы и песни: «Признание», «В крови горит огонь желанья», «Жаворонок», «Не искушай меня без нужды», «Я здесь, Инезилья», «Вы не придёте вновь», «Я помню чудное мгновенье», «Попутная песня», «Венецианская ночь», «Северная звезда».
Опера «Иван Сусанин». 1 действие. Хор «Родина моя», женский хор, каватина и рондо Антониды, речитатив Сусанина: «Что гадать о свадьбе», терцет «Не томи, родимый». 2 действие. Полонез, краковяк, вальс, мазурка. 3 действие. Песня Вани «Как мать убили», квартет, сцена Сусанина с поляками, прощание Сусанина с дочерью, свадебный хор, романс Антониды. 4 действие. Речитатив и ария Вани «Бедный конь в поле пал», сцена в лесу «Устали мы», речитатив и ария Сусанина, сцена Сусанина с поляками. Хор «Славься».
- Образовательная программа по учебному предмету
- Структура программы учебного предмета
- 1.Пояснительная записка
- 2. Содержание учебного предмета
- 3. Содержания учебного предмета. Первый год обучения.
- Тема 1. Вводное занятие. Музыка в жизни человека (1 час).
- Тема 2. Содержание музыкальных произведений (4 часа).
- Тема 3. Выразительные средства музыки (2 часа).
- Тема 4. Программно-изобразительная музыка (3 часа).
- Тема 5. Песни, марш и танец или с чего начинается музыка (7 часов).
- Тема 6. Оркестр (6 часов).
- Тема 7. Музыка в театре (7 часов).
- Второй год обучения.
- Тема 1. Введение (1 час). Повторение материала, пройденного на первом году обучения (элементы музыкального языка, формы и жанры, программность в музыке, оркестр, виды, состав, опера).
- Тема 2. Музыка от древнейших времён до XVIII века (4 часа).
- Тема 3. Иоганн Себастьян Бах (5 часов).
- Тема 4. Йозеф Гайдн (5 часов).
- Тема 5. В. Моцарт (4 часа).
- Тема 6. Л. Бетховен (4 часа).
- Тема 7. Романтизм как художественное направление (1 час)
- Тема 8. Ф. Шуберт (4 часа).
- Тема 9. Ф. Шопен (3часа).
- Третий год обучения.
- Тема 10. Вводное занятие (1 час). Повторение пройденного материала.
- Тема 11. Роберт Шуман. Обзорно (1 час).
- Тема 12. Г.Берлиоз. Обзорно (1 час).
- Тема 13.Ференц Лист. Обзорно. (1 час).
- Тема 14. Итальянская опера первой половины XIX века. Обзорно(1 час).
- Тема 15. Рихард Вагнер. Обзорно. (1 час).
- Тема 16. Дж. Верди. Обзорно (1 час).
- Тема 17. Музыка Франции второй половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 18. Чешская музыкальная культура второй половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 19. Музыкальная культура Франции рубежа XIX-XX столетий. Обзорно (2 часа).
- Тема 23. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX-начала XX столетий. Обзорно (1 час).
- Тема 1. Народное искусство России (9 часов).
- Тема 2. Русская профессиональная музыка с древних времён до начала XIX века (3 часа).
- Тема 3. Русская музыкальная культура первой половины XIX века. Обзорно (1 час).
- Тема 4. М.И.Глинка (6 часов).
- Четвёртый год обучения.
- Тема 5. Вводное занятие. Повторение пройденного материала (1 час).
- Тема 6. А.С.Даргомыжский (2 часа).
- Тема 7. Русская музыкальная культура второй половины XIX века (2 часа).
- Тема 8. А.П.Бородин (4 часа).
- Тема 9. М.П.Мусоргский (6 часов).
- Тема 10. Н.А.Римский-Корсаков (6 часов).
- Тема 11. П.И.Чайковский (8 часов).
- Тема 12. Русская музыкальная культура конца XIX – начала XX века (1 час).
- Тема 13. А.К.Лядов. Обзорно (1 час).
- Пятый год обучения
- Тема 14. А.К.Глазунов. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 15. С.И.Танеев. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 16. А.Н.Скрябин. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 17. С.В.Рахманинов. Обзорно (3 часа).
- Тема 18. М.К.Чюрлёнис. Обзорно (1,5часа).
- Тема 19. И.Ф.Стравинский (3 часа).
- Тема 20. Отечественная музыкальная культура после 1917 года (4,5 часа).
- Тема 21. С.С.Прокофьев (7,5 часов).
- Тема 22. Д.Д.Шостакович (4,5 часа).
- Тема 23. А.И.Хачатурян. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 24. Г.В.Свиридов. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 25. Музыкальная культура России 1950-х – 2000-х годов (1,5 часа).
- Тема 26. Творчество композиторов а.Шнитке, э.Денисова, с.Губайдулиной. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 27. Творчество композиторов с.Слонимского, б.Тищенко,в.Гаврилина. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 1. Музыкальная культура Западной Европы и сша первой половины хх века (3 часа).
- Тема 2. Музыкальная культура Европы и сша второй половины хх века (1,5 часа).
- Тема 3. Джаз. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 4. Массовая культура хх века. Обзорно (1,5 часа).
- Шестой (дополнительный) год обучения.
- Тема 1. Выразительные средства музыки. Музыкальные формы и жанры (6 часов).
- Тема 2. Музыка в театре. Балет (3 часа).
- Тема 3. Музыка в театре. Опера (4,5 часа).
- Тема 4. Музыка в театре. Оперетта. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 5. Музыка в драматическом театре. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 6. Мюзикл (1,5 часа).
- Тема 7. Жанр и стиль в музыке (4,5 часа).
- Тема 8. Духовная и церковная (богослужебная) музыка композиторов Западной Европы. Обзорно (1,5 часа).
- Тема 9. Русское богослужебное пение. Обзорно (3 часа).
- Тема 10. Барокко (3 часа).
- Тема 11. Классицизм (3 часа).
- Тема 12. Романтизм (3 часа).
- Тема 13. Импрессионизм (1,5 часа).
- Тема 14. Новейшие течения музыки хх века (1,5 часа).
- Тема 15. Отечественная музыка (3 часа).
- Тема 16. Музыкальная жизнь России на современном этапе (1,5 часа).
- Тема 17. Музыкальная культура Воронежского края. Современная музыкальная жизнь города Воронежа (3 часа).
- 4. Требования к уровню подготовки обучающихся
- 5. Формы и виды контроля, система оценок.
- 6. Методическое обеспечение учебного процесса
- 7. Список литературы и средств обучения
- 4.4 Интернет ресурсы.