logo
7_MUZYKALNAYa_LITERATURA

Тема 13.Ференц Лист. Обзорно. (1 час).

Основные этапы жизненного и творческого пути (1811-1886). Музыкальная культура Венгрии XIX века. Композиторская, исполнительская и педагогическая деятельность. Литературно-критическая деятельность. Философско-эстетические взгляды Листа. Идеи синтеза искусств. Обращение к произведениям мировой классической литературы («Фауст» Гёте, «Божественная комедия Данте», мифы Древней Греции). Программность в произведениях Листа.

Фортепианное творчество. Создание индивидуального фортепианного стиля, усложнение техники игры. Романтический тип пианизма. Оркестровость звучания фортепиано, использование темброво-колористических возможностей инструмента, расширение регистрового пространства.

Произведения для фортепиано: транскрипции и парафразы; рапсодии (создание нового фортепианного жанра на основе претворения фольклорных источников), этюды (новая трактовка жанра, выход за рамки жанра, укрупнение формы, программность), цикл «Годы странствий», соната си-минор (одночастное произведение, вобравшее в себя все черты четырёхчастного сонатно-симфонического цикла). Фрагменты произведений: Концерт для фортепиано № 1 Ми-бемоль мажор, рапсодии № 2, № 15 (фрагмент «Ракоци-марш»), «Этюды по Паганини»: № 24, «Кампанелла», ноктюрн для фортепиано «Грёзы любви».

Симфоническое творчество: программные симфонии и симфонические поэмы концерты для фортепиано с оркестром (симфонизация жанра). Выразительность и красочность оркестрового письма. Создание жанра романтической программной одночастной симфонической поэмы. «Прелюды» (фрагмент).

Песни, духовные сочинения.

Музыкальный материал:

  1. Концерт для фортепиано № 1 Ми-бемоль мажор (фрагмент).

  2. Рапсодии № 2, № 15 (фрагмент «Ракоци-марш»).

  3. «Этюды по Паганини»: № 24, «Кампанелла» (фрагменты).

  4. Ноктюрн для фортепиано «Грёзы любви».

  5. Симфоническая поэма «Прелюды» (фрагмент).

6. Песня «Радость и горе».