logo search
7_MUZYKALNAYa_LITERATURA

Тема 3. Иоганн Себастьян Бах (5 часов).

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — великий немецкий композитор, исполнитель-виртуоз, педагог, капельмейстер и кантор. Художник-гуманист, воплотивший в своем творчестве огром­ный мир идей, эмоций, многообразие жизненных явлений своего времени. Высший расцвет полифонии в произведениях Баха. Особое место композитора в исто­рии музыкальной культуры. Жизнь его музыки на протяжении XIX и XX веков.

Жизненный и творческий путь. Музыкальные традиции семьи Баха. Детство, учёба. Начало самосто­ятельной жизни в 15 лет. Унизительное, зависимое положение музыкантов в Гер­мании того времени на придворной и церковной службе. Работа в Веймаре, Кёттене, Лейпциге.

Судьба творческого наследия Баха. Сыновья Вильгельм. Фридеман, Филипп Эмануэль, Иоганн Кристоф, Иоганн Кристиан - известные композиторы середи­ны - второй половины XVIII века.

Краткий обзор творческого наследия.

Органное творчество. Хоралы и хоральные прелюдии. Хоральная прелюдия фа-минор (подробно). Месса и «Страсти по Матфею» (фрагменты).

Клавирная музыка. Развитие выразительных возможностей инструмента и техники игры на нём. Рождение фортепиано и отношение Баха и его современников к новому типу инструмента. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (менуэты, «Волынка» - на выбор преподавателя). Двухголосные и трёхголосные инвенции. Строение цикла. Инвенция ля-минор.

Новые понятия: полифония, виды полифонии, полифонические произведения, менуэт, прелюдия, инвенция, тема, противосложе­ние, интермедия, имитация, канон.

Сюита. Обязательные и дополнительные танцы, (пьесами), их национальное происхождение, темп и размер. Сюиты оркестровые, для отдельных инструментов. Французская сюита до-минор.

«Хорошо темперированный клавир». Особенности строения цикла. Подробно – до-минорный цикл из 1 тома ХТК. Новые понятия: темперация, фуга, цикл «прелюдия и фуга», экспозиция, разработка, реприза, стретта, обращение темы.

Музыкальный материал:

  1. Месса си-минор (фрагменты).

  2. «Страсти по Матфею» (фрагменты).

  3. Токката и фуга ре-минор для органа. Хоральная прелюдия фа-минор, хорал «Ты – друг мой истинный».

  4. Сочинения для клавира: «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (фрагменты), Маленькие прелюдии и фуги (на выбор преподавателя), двухголосные и трёхголосные инвенции, Французская сюита № 2 до-минор (Алеманда, куранта, сарабанда, жига), прелюдия и фуга до-минор из I тома ХТК. «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» (фрагменты).

  5. И.Бах – Ш.Гуно. «Аве Мария».

  6. Скерцо из оркестровой сюиты № 2 си-минор.

  7. «Кофейная кантата» (фрагменты).