logo search
7_MUZYKALNAYa_LITERATURA

Тема 4. М.И.Глинка (6 часов).

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - основоположник русской класси­ческой музыки. Его творчество как новый этап в развитии музыкальной культуры России. Эпоха Глинки. События 1812 и 1825 годов. Подъем национальной культу­ры. Современники композитора - музыканты, литераторы. Глинка и Пушкин.

Жизненный и творческий путь. Основные произведения и жанры.

Опера «Иван Сусанин». Путь Глинки к опере. Обращение композитора к историческому сюжету с героико-патриотической идеей. Композиционные особенности оперы. Сопоставление русской и «польской» музыки. Чередование законченных музыкальных номеров - сольных, ансамблевых, хоровых, оркестровых как один из основных принципов построения оперного произведения. Главные персонажи оперы, народ, их музыкальная характеристика.

Романсы и песни. Широкое распространение жанра романса в первой половине XIX века и его связь с бытовым музицированием. Место вокальной лирики в творческом наследии композитора. Богатство и разнообразие образного содержания. Поэтический текст и его органическое слияние с музыкой; авторы текстов. Вокальная партия и фортепианное сопровождение. Классическая ясность и стройность формы. «Признание», «В крови горит огонь желанья», «Жаворонок», «Не искушай меня без нужды», «Я здесь, Инезилья», «Вы не придёте вновь», «Я помню чудное мгновенье», «Попутная песня», «Венецианская ночь», «Северная звезда».

Произведения для фортепиано: мазурки, вальсы, ноктюрны, циклы вариаций. Вариации для фортепиано на русскую песню «Среди долины ровныя».

Симфонические произведения Глинки - небольшие, одночастные оркестровых пьесах, различные по художественной образности и строению. Програм-

мность «Арагонской хоты». Обращение к испанскому фольклору.

Вальс-фантазия как пример симфонизации танца. Лирическое содержание музыки, ее образное и мелодическое богатство. Программность содержания.

Фантазия «Камаринская» - образец воплощения народной песенности в симфонической музыке. Строение произведения. Чайковский о «Камаринской».

Увертюра к опере «Руслан и Людмила» - одна из вершин симфонизма Глин­ки. Отражение в ней радостного, оптимистического характера оперы. Особеннос­ти сонатной формы в увертюре.

Музыкальный материал:

  1. Опера «Руслан и Людмила» Увертюра.

  2. Вариации для фортепиано на русскую песню «Среди долины ровныя».

  3. Симфонические произведения: Испанская увертюра «Арагонская хота» (фрагмент), «Вальс-фантазия», «Камаринская».

  4. Романсы и песни: «Признание», «В крови горит огонь желанья», «Жаворонок», «Не искушай меня без нужды», «Я здесь, Инезилья», «Вы не придёте вновь», «Я помню чудное мгновенье», «Попутная песня», «Венецианская ночь», «Северная звезда».

  5. Опера «Иван Сусанин». 1 действие. Хор «Родина моя», женский хор, каватина и рондо Антониды, речитатив Сусанина: «Что гадать о свадьбе», терцет «Не томи, родимый». 2 действие. Полонез, краковяк, вальс, мазурка. 3 действие. Песня Вани «Как мать убили», квартет, сцена Сусанина с поляками, прощание Сусанина с дочерью, свадебный хор, романс Антониды. 4 действие. Речитатив и ария Вани «Бедный конь в поле пал», сцена в лесу «Устали мы», речитатив и ария Сусанина, сцена Сусанина с поляками. Хор «Славься».