logo search
7_MUZYKALNAYa_LITERATURA

Тема 8. Ф. Шуберт (4 часа).

Франц Шуберт (1797-1828) - австрийский композитор-романтик, младший современник Бетховена. Жизненный и творческий путь. Образное содержание сочинений, отраже­ние в них лирической сферы человеческих чувств. Господство песенного начала. Классические и романтические жанры в творческом наследии композитора. Судьба творческого наследия, насчитывающего более тысячи сочинений. Фортепианные сочинения. Создание жанра фортепианной миниатюры. Многообразие эмоциональных состояний в вальсах, музыкальных моментах, экспромтах. Вальс си-минор, Музыкальный момент фа-минор. Ведущее значение вокальной лирики. Отражение в песнях Шуберта романтического мироощущения. Жанровое разнооб­разие песен. Разнообразие структуры песен: от простых куплетных до песен со сквозным развитием, зависимость их построения от поэтического текста. Органическое единство вокальной и фортепианной партий. «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Аве Мария», «Серенада». Объединение песен в циклы. Создание нового жанра «роман в песнях». Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» (фрагменты). Симфоническое творчество. Симфония № 8 си-минор. Новый тип романтической симфонии. Необычность строения цикла. Драма романтического героя в двух актах. Лирико-драматический симфонизм. Вокальные интонации, песенность тематического материала. Тема вступления - источник драматического конфликта в сонатной форме первой части.

Музыкальный материал:

1. Произведения для фортепиано: вальсы (на выбор преподавателя), экспромт Ля-бемоль мажор.

2. Музыкальный момент фа-минор, Военный марш.

3. Песни: «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Аве Мария», «Серенада».

4. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» (фрагменты) и «Зимний путь» (фрагменты).

5. Симфония № 8 си-минор.