4. Мотив войны
В альбоме «Навсегда» этот мотив дважды представлен лексемой «война» и единожды – лексемой «бой»:
Стекленеют мысли в строчках, пасть открытого окна
От рассвета и по кругу к вечеру опять война,
«Совесть»
Неверный шаг да слов пелена
Лицом к стене за стеною война
Короткий миг нервы в комок
Зрачок, прицел, вот порог, а там бог
«Печаль»
Дрогнули стены, неравный бой
Бритвой по венам, да бог с тобой
Жалкие звуки заглушат снег
Вечной весны последний бег
«Навсегда»
Война в данном случае понимается как состояние непрерывной борьбы внутри лирического субъекта. Она оборачивается неизбежным поражением для всех и каждого:
Рассыпалось время на мелкие клочья
Растёт злое семя и душу воротит
Хохочет в экстазе самосожженья
Аукнулась память, опять пораженье
«Убогие сказки»
Если победа и возможна, она никому не приносит счастья. Как отмечал Д.И. Иванов, «…романтическая исключительность рок-героя в пространстве экзистенциальной войны сомнительна, он чётко понимает, что победителей в ней не будет»464. Желя как преемница литературной традиции, сложившейся в «героическую эпоху» русского рока465, цитирует известную песню Юрия Шевчука, тем самым солидаризируясь с ним в понимании смысла победы466:
Ю. Шевчук Победа вкусно побеждала. Беда солила как могла, Да за победу столько пало, Да за победу сдохла тьма. Окончен бал, победа сонно, Зевая, подалась домой А мы остались изумлённо, Победу праздновать с бедой. «Победа»467 | Желя Так закончится этот день, за стеной кричи не кричи От сомнений осталась тень Вкус победы всегда горчит «Совесть» |
- Русская
- Удк 882.09–1
- Русская рок-поэзия: текст и контекст
- 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
- Содержание
- 1. Альбом «Шабаш» и песня «Все в наших руках» группы Алиса
- 2. «Эхолов» в. Бутусова. Посвящение Сергею Бодрову-младшему
- 3. «Солнце за нас» к. Кинчева. Посвящение-предостережение а. Башлачеву
- 1. 1983 – 1984 Гг. Начальный этап
- 3. 1990 – 1993 Гг. От социальности к метафизике
- 4. 1993 – 1997 Гг. Период метафизического мышления
- 5. 1997 – 2007 Гг. Заключительный период
- 1. Пессимизм, отчаяние, бессмысленность жизни
- 2. Кризис веры
- 3. Научный прогресс, страх перед научным прогрессом
- 4. Неприятие мира
- 5. Мотив смерти, самоубийства
- 6. Искусство как высшая форма жизни, как небывалое эстетическое наслаждение
- 7. Художник сам решает, что добро, а что зло
- 1. Исполнитель оставляет исходный стихотворный текст без изменений.
- 2. В тексте производятся незначительные изменения слов или используются повторы.
- 3. Используется одно трансформированное стихотворение, в котором могут заменяться многие слова, переставляться и удаляться строфы; при этом содержание текста трансформируется.
- 4. При составлении текста песни используются элементы нескольких стихотворений.
- 1. Мотив неприятия окружающей действительности
- 2. Мотив смерти
- 3. Мотив страдания
- 4. Мотив войны
- 5. Мотив утраты духовности
- A Russian Diaspora?
- Crossing
- Russkii Rok
- Bibliography and discography
- Interviews
- 1. Номер два
- 2. Manhattan и Манхэттен
- 3. Гудбай, Америка
- 4. Мой Коэн