logo
Rock14 (2) / Rock14

6. Искусство как высшая форма жизни, как небывалое эстетическое наслаждение

Если не как выход, то, по крайней мере, как способ получить сильные чувства рассматривается в эпоху декаданса искусство. Акцент делается на чувственном искусстве, только в нём возможно истинное «небывалое эстетическое наслаждение»359.

В альбоме «Декаданс» «Агаты Кристи» только творчество способно вернуть герою утраченные сильные эмоции, прогнать состояние апатии:

Спой мне о чём-нибудь на ужин

Спой мне чтобы было грустно

Только не очень больно

Спой мне чтобы было страшно

Чтобы было щекотно

«Щекотно»

Причём воздействие искусства настолько сильное, что оно может вызвать даже физиологические ощущения: щекотку, боль.

Пародийное переосмысление декадентский гедонизм получает в песне Г. Самойлова «Декаданс»:

Вернусь я туда где кушают смерть

И черпают жизнь из хрустальных бокалов

Где ничего невозможного нет

Да это немного но это немало

Там декаданс случайные встречи

Солнышко тушит ненужные свечи

На патефон поставлю пластинку

И застрелюсь под музыку Стинга

We`ll be together tonight

Налёт богемности, эстетический антураж (хрустальные бокалы, свечи, патефон) – всё это вполне в духе эпикурейства начала XX века360. «Кушают смерть» ‑ с одной стороны это, конечно, намеренное снижение заявленной в песне пафосности, а с другой, это не просто увлечённость смертью, это особое наслаждение ею. Таким образом, мотив гедонического наслаждения тесно связан с мотивом смерти. И покончить с собой герой собирается под музыку.

У Э. Шклярского искусство – это сила, которой трудно противостоять:

Ты в плену босоногого танца,

Тебе голову кружит мечта,

Я последний певец декаданса,

И от песни моей ты растаешь.

«Декаданс»

Творчество, мечта и вдохновение «последнего певца декаданса» ‑ это то, что «берёт в плен», то, от чего кружится голова. Получается, что не только «певец декаданса» испытывает наслаждение от своего искусства; он способен заставить и слушателя испытывать те же эмоции.